Так вот, мы переспали слишком сильно и, как обычно бывает в таких случаях, проснулись с тяжелыми ничего не соображающими головами, чувством некоторого внутреннего опустошения и сниженной мотивацией к деятельности. Хотелось просто сидеть у окна и любоваться заснеженными вершинами Хибин, проглядывающими сквозь ветки елок.

Мне было что то совсем не торт: я очень зависим от режима сна: в 23:00 отбой, в 05:30 подъем... Итак уже 7 с лишним лет продолжается.. а тут... отбой почти в 2 ночи, подъем в 10:00 по будильнику... С трудом влил в себя чашку горячего чая, запыжевав сверху для верности печенькой и потащил наш походный шкаф в машину. Даже минимальная физическая нагрузка давалась тяжело и я, к моменту достижения машины, изрядно запыхался и взмок. Кое-как втиснули Лизу в детское кресло и выкатились.. На часах было что то уже к 11 дня, а творчество Апатитских дорожников вызывало смутные предчувствия..

читать дальше
В наши планы входило доехать только до Беломорска, а потому мы не очень торопились и не очень паниковали от того, что за последние два дня пробки многократно выросли, а дорогу разворотили еще сильнее. Внезапно, на горизонте показался наш старый знакомый финн-велосипедист.

Проезжая поворот на Полярные зори, мы решили плюнуть на все и проехать через город.

Дорожка узенькая, впереди коптит самосвал, но хотя бы 50 км\час мы ехали... Полярные Зори мне совсем не запомнился, разве что только какие то многоэтажки, покрашенные в яркие цвета.... Выехали на трассу мы значительно позже, но все равно хватанули еще порядочную порцию ремонтов... День проходил совершенно никак! Мы просто ползли по забитой машинами дороге. Дежурно заехали в Лоухи прогулять Лизу, потом поехали дальше. И вся дорога была перепахана узкими поперечными канавами от фрезы. Мне казалось, что это изощренная восточная пытка, адресованная людям, возвращающимся из отпуска, чтобы переход к ежедневной рабочей рутине воспринимался ими как счастье, а не как конец жизни.

Где то, наверное, километров за 80 до желанного Беломорска, внезапно, раздалось бдщщщщщщщщ и в салоне запахло вишней... Съехали на обочину и обнаружили, что одна из купленных в Мурманске бутылок вишневого Крига не доехала до базы и открылась, залив весь пакет и коврик.
Остаток жидкости из бутылки мы вылили на обочину, в машине кое как прибрались, сунули бутылку в мусор и поехали дальше... Приехали в Пушной, а мест нету.... Потоптались, потоптались.... а тут семья с собаками взяла и отказалась от четырехместного номера и рванула до Медгоры.. Счастью нашему не было предела, не смотря на то, что номер был без удобств и на четверых. Нам уже было все равно...
Съел на ужин дежурную для меня в этом ресторанчике треску, запеченную с картошкой под сливочно-сырным соусом, накатил 50 грамм черноплодовки, нырнул в душ и спать....
Утром мы решили искать место для стоянки на воде.. Позавтракали все в том же прекрасном ресторанчике(ейбогу, начну вести кулинарный блог по российским ресторанам и кафешкам!), сверили каналы на радиостанциях и выдвинулись в путь. Без Нивоштурмана Димы, ездившего с нами на Кольский в 2017-м году, в эфире очень тихо и скучно, а поездка слишком предсказуема!
Проехали Медвежьегорск, опять не попали в музей, купили продуктов и двинули дальше.
Решили искать стоянку на озере по дороге на Юстозеро. Моросил мерзкий дождик... Встать решили на участке старой финской дороги, где некогда ночевали в 16-м году, когда обкатывали УАЗ по Карелии. В этом месте новая дорога спрямила плавный изгиб в сторону воды, а финская дорога прошла метрах в 30 от уреза воды. К ней ведет свороточка, почти незаметная в кустах. Сейчас дорога превратилась в прямоугольную полянку с очень твердым дном. По концам полянки густой кустарник все же закрыл просвет между деревьями, хотя само дорожное полотно пробить не сумел.
Раскинули палатки\спальники, погода заставляла задуматься об алкоголе, но мылишь добавили его в чай. Хотя, что там эти 50 грамм на 500 мл кружку кипятка с крепкой заваркой! Завалились спать. Сюрпризом оказалось то, что уложить спать Лизу было почти нереально, так как она не осознавала, что палатка для нее это дом, и постоянно рвалась гулять. Ощущение улицы подогревалось звуком сильного ветра, и светом белой ночи, пробивающимся сквозь тент. Ночевка с ребенком была организована так: Двойной спальник Double 200 из сплава. В нем спали Наташа и Лиза. Я спал в старом Скауте 200.
На дне палатки в один слой пенка, потом самонадувашка, поверх нее развернутый спальник, а сверху всего уже наши коконы. Перед сном я попробовал наточить свежекупленную лопату Фискарс(Буржуины меня откровенно разочаровали, так как продают лопату даже без следа заточки! Точить ее приходится самому!!) свежекупленным трехгранным напильником марки "Сибртех". Эта сцена могла бы послужить достойным сюжетом для пьесы великого Шекспира! После первого же движения, на лопате осталась кучка крупной металлической стружки..... из зубьев напильника.. Оставшиеся 2 грани не реабилитировали напильник и торговую марку. От Сибири, сдается мне, в этих инструментах только дух каторги, когда дают отвратительный инструмент и заставляют им добиваться выполнения поставленной задачи. Лопата осталась совершенно тупой, а напильник отправился в мешок с мусором.
Ночью был сильный дождь, а потому, утром мы собирали мокрую насквозь палатку и вещи, ели из мокрых тарелок и пили чай с дождевой водой, но нам не привыкать! Аккуратно выбрались на шоссе и ушли на старую дорогу, ведущую на Петрозаводск - это проезд мимо Юстозера, прямо по асфальту. Проехали Марциальные воды и остановились в парке Гирвас. Погуляли, потолклись... Мне запомнился мостик под которым течет ручеек(здорово напоминает аналогичный на водопаде Кивач), и крутые тропинки, по которым нужно карабкаться вверх, используя корни в качестве ступенек.

Уже позже, рассматривая фотографии с поездки я вдруг внезапно осознал, на сколько же я большой по сравнению с дочкой! Каким я кажусь ей громадным, наверное, как бегемот в зоопарке. Внезапно осознаешь, что твой ребенок меньше, чем одна твоя нога, но уже что то хочет, думает и любит родителей!

И еще запомнилась мне плотина, створы которой поднимались с помощью тельфера, приводимого в движение протягиванием цепи через приводной шкив, причем в нем были сделаны специальные углубления под звенья.

Дальше шла зубчатая передача, редуктор и тп.

Вдоль он перемещался по рельсе, что интересно, так это то, что груз нужно было не просто толкать. Тельфер имел цепной привод продольного перемещения!!! Здесь виден край редуктора продольного перемещения.

То есть, цепью приводился шкив, а от него приводились колесики, которые ехали по рельсу. Судя по шильдикам, плотина эта оборудована не финиками, а советскими рабочими.

Заборчики, установленные вдоль проезжей части подтверждают эту версию.

Я так понял, что ГЭС, расположенная в стороне в соседнем рукаве порога, обслуживается плохо, а плотина вообще заброшена. Надстройка с лебедками, управлявшими главными заслонками, расположенная над плотиной заколочена досками.

Вид крайне печальный, Будто смотришь на уже высохшую старушку с сине-черными выпуклыми ногтями на судорожно скрюченных пальцах с утолщениями суставов и потрескавшимися обметанными губами, лежащую в гробу, в изголовье которой стоит пожелтевший старинный дагеротип, изображающий юную стройную девушку с овальным лицом, обрамленным копной кудрявых волос... Так и здесь.. Смотришь и видишь то, что осталось от некогда могучей промышленности региона, то, что делало труд жителей осмысленным, а существование приемлемым. Некогда могучее предприятие стоит с заколоченными окнами, а с заборчиков все еще смотрят эмблемы страны с серпом и молотом. Под серым июньским дождем эта эмблема показалась мне тоже более подходящей для сильной страны. Там же это что? Это единство трудящихся людей, труд, как средство к существованию и развитию. А сейчас безликий двуглавый орел, который не указывает людям чем правильно заниматься. Прямо захотелось в тот момент выпилить орла и приколотить на здание заброшенной гидроэлектростанции..
Под заколоченной лебедочной будкой я заметил механическую сирену. Она должна была оповещать о грядущем водосбросе. Нужно это потому, что ниже плотины идет каменистое ущелье и, не дай бог, кто попадет туда в момент сброса - можно даже и тело не искать..

Печальное зрелище.
Решили ехать в Петрозаводск... Дорожка в городе нас встретила привычными ямами по колено!

Заночевали в городе, а утром рванули искать место ночлега на природе....
Во время вечернего променада, встретился нам шушпанцер чудный, на базе оки построенный.. Задняя часть покоилась на порядком стоптанных покрышках от квадрика,

передняя на какой то иной увеличенной резине(скорее всего жигулвской), но сидящей на штатных разваренных дисках.

Лифт Оки для меня оставался загадочным мероприятием, а потому, я полез изучать конструкцию.. По своему оригинально: двигатель, вместе с подрамником и трансмиссией опустили вниз, относительно кузова на проставках, остальное же задрали... Мне кажется, что эксплуатационные качества данного автомобиля были весьма посредственными, так как квадрорезина на легкой не приводной заднице фактически бесполезна.

Утром выехали из Петрозаводска и отправились искать стоянку на озере. Доехали до Эссойлы, купили, как у нас заведено, еще горячих калиток с картофельным пюре и злоупотребили ими, заливаясь молоком. Ушли через ЖД переезд. За переездом вначале была довольно таки приличная дорожка, но чем дальше, как известно, в лес, тем толще партизаны....
Дорожка вилась мимо старинных домов, зачастую объединенных с амбарами. Вот, например, двухэтажный дом, на первом этаже которого, скорее всего, располагались хлев, птичник и другие служебные помещения. Этакий крытый двор интегрированный внутрь дома. И маленькая задняя дверка для входа-выхода. Для карельских домов еще характерна достаточно пологая крыша, которую подпирает две дополнительных фальшстены на чердаке, приходящиеся примерно на середину пролета стропил. Один из жителей подобных домов рассказывал мне, что в былые временаснега бывало очень много и его не скидывали с крыши, так как тот служил дополнительным утеплителем. Но такую массу нужно было держать на большом пролете балки, вот и появилась дополнительная стенка. В таких домах, зачатую, крыльцо утоплено в стену, то есть имеется этакая ниша под общей крышей на уровне второго(жилого) этажа. По моим догадкам, это было так же приспособлением к обильным снегопадам и метелям.

А вот тут, например, видны ворота на втором этаже задней части дома. Сходни-пандус, к сожалению, не сохранились. Туда могла заезжать с дороги телега или сани с сеном. Обратите внимание на высоту - въезд должен был быть выше края сугробов.видны отверстия в стене, где крепились балки пандуса и окошко в нижнем "техническом этаже"

Оттуда свернули на какую то совсем невзрачную дорожку и по ней колбасили еще около трех часов, пытаясь найти хоть одно место, куда проедет Ситроен... Везде был асфальт, но он был, как будто, жидким и его выдавливало колесами грузовиков в виде высоких гребней. Мне нравились узенькие речки с травой-балаболкой, в которой хорошо пополоскать воблеры. Саша хотел берег озера. Везде, где место вроде бы соответствовало нашим запросам, я не мог и надеяться проехать... Доехали до Хлебозера, сходили на разведку и обнаружили, что единственная стоянка используется местными, как поселковая свалка - все края дорожки и весь берег завален мешками с мусором. Я бы как всегда ругал бы туристов, но вряд ли они ездят рыбачить и пить, везя с собой обломки старых жигулей, телевизор Рубин, флаконы от туалетного утенка и обугленные доски с бревнами. Очень грустное зрелище, когда видишь, что жители сами загаживают прекрасное озеро, на котором живут.
Вернулись назад. Через несколько километров нам встретился ИЖ Ода с лодкой на крыше, выезжающий из леса. Ну здесь то мы точно пройдем, решили мы и погрузились в кошмарную лужу. Как ни странно прошли и даже не шкрябнули..
Таких луж было 4, но каждая следующая была меньше предыдущей.

Поднялись по грязному каменистому склону, чуть проехали по лесу и оказались на довольно грязной площадке из утрамбованного как камень песка с мелким щебнем. Беглый осмотр показал, что это площадка между двумя брошенными карьерами. Карьеры тоже изрядно завалены мусором. Да и все во-круг свидетельствовало о регулярных и очень многолюдных свинячих посиделках. Решили, что лучше уже вряд ли будет и решили вставать здесь. Поставили палатки и тут же полил дождь.. мерзкий.. осенний..

за бортом было +9. Лиза в куртке и шапке ходила кругами... Рыбы здесь не было тоже, за то на берегу валялся ворох еще мокрой спутанной сети. Сеть сжег.
Потому как китайские копеечные сети - просто бич. Они стоят копейки, по этому их бросают. Запуталась - бросили. Порвалась - бросили. Потерялась - новую купим. А ведь сеть, даже брошенная, продолжает ловить рыбу.. и птицу.. и на берегу тоже продолжает ловить... Планомерно опустошая водоемы и леса. Сколько блесен я оставил на брошенных сетях, когда ловил на свой ультралайт спиннинг - не счесть.

Вообще, стараюсь, по возможности обходить прибрежную линию и собирать брошенные сети с целью утилизации, потому как люблю нормальную рыбалку, а не вычерпывание всего живого в водоеме. Иногда кажется, что единственный способ обуздать сетевиков - сажать лет на 10 при обнаружении сети в машине, в лодке или где бы то еще ни было.. И за продажу тоже. Потому как сети эти, самые различные: однослойные, трехслойные, с крупной ячейкой, с мелкой ячейкой, не смотря на запрет, продаются на каждом рынке и в каждом рыболовном магазине.
Рыбохрана справится с ними не способна, хотя бы даже потому, что своими глазами раз 10 видел на различных водоемах, как сотрудники рыбохраны ставят те самые сети-китайки километрами, перегораживая реки, ямы, пороги, а потом собирают улов.
Утром встали слегка подмерзшие.. Решили, что на завтрак у нас будет яичница, которую готовить пришлось опять же мне. Надев красивые нитриловые перчатки, всегда валяющиеся в машине и используемые для кухонных надобностей, я принялся.. Еще зимой перед походом я купил прекрасную кастрюле-сковородку с крышкой, произведенную в Волгограде. На мой вкус, она идеально подходит для походной готовки - можно жарить, можно варить, а можно что то среднее.. Решил избавиться от запасов мяса в машине. мясо это было неясного качества, так как в нарезку редко отправляют годные мясопродукты. У нас накопилось: Пачка рулета-нарезки из Териберки, пачка ломтиков копченого бекона и почти полная пачка копченой колбасы, завалившаяся за ящик с червями, а потому потерянная на 6 дней. Все это вкусно шкворчало в сковородке, а я тем временем отчаянно сражался с десятком яиц.

Для сражения я не нашел ничего более подходящего, чем разделочный нож с 16 сантиметровым клинком.. Ну именно он оказался под рукой, а опинелью бить яйца неудобно. Завтрак оказался восхитительно вкусным и питательным - возможно, сказалась ночь на свежем воздухе.

Но доесть нам не дал дождик. Пришлось пережидать его в палатке. Это время мы употребили с пользой - скатали спальник, побарахтались с Лизой, а потом утолкали все в машину, увенчав композицию мокрой палаткой, втиснутой в чехол.
Выехали со стоянки уже без вопросов... У Саши и у меня стала помаргивать лампочка "голодного глаза" и мы решили ехать в Питкяранту на заправку ТНК, расположенную там. Заправились - дело минутное, и отправились искать обед. Заехали в кафе Горница. Это было вторичное наступание на те же грабли... На этот раз нам ооочень долгоооо... по одному.... приносили блюда.. Но так и не принесли заказанный нами морс для ребенка, не смотря на наши напоминания. Лиза попила водички из бутылочки.. обошлись в общем... А когда нам принесли счет, там стоял пункт "морс"... На мой вполне справедливый вопрос, выражающий некоторое недоумение сложившейся ситуацией и просьбой исключить из чека не предоставленный нам пункт, официантка явно обиделась и бросилась наливать морс из коробки.
Ну уж нет. Спасибо не нужно! За год до этого, в этой же "Горнице" у нас в чеке самозародился лишний кофе-капучино... Ну бывает жеш.. чего расстраиваться.. ну ошиблись разок.. ну поставили случайно, ну дрогнула рука, а принести забыли.. с кем не бывает!? Ну подумаешь, лишних позиций 30 за день пробьют! Пусть пробивают, но не мне. Мне Петра Кириллыча заправлять не нужно, к тому же, я трезвый, я не гумманитарий, я умею считать и, в том числе, и в уме, чем регулярно пользуюсь. Короче, впечатления на 2 с минусом...
Поехали искать место, где бы было можно прорваться к берегу Ладоги на песочек, дабы устроить себе стоянку с незабываемым видом на практически морские волны. Нашли дорожку, которая, судя по навигатору, вела прямо к воде. Свернули и уперлись в упавшее деревце. Многие разворачивались здесь, если судить по следам. Но мы то вооружены и готовы даже к зомби апокалипсису, а потому у меня в машин ездит короткое тяжелое мачете от САРО. Оно проехало со мной уже десятка два походов, начиная с велопохода в Карелию в 2014-м году. Дерево сдалось на 5-м ударе.

За деревом шла неплохая грунтовка, в конце которой мы уперлись в запертые ворота охотбазы. Чемпионат мира по футболу, будь он не ладен, привел к запрету на перевозку оружия и охоту по всей территории России на все время проведения... Вот и пустовала она. Развернулись и поехали на следующий съезд.
Но нет... Опять же нет.. Попробовали сунуться к Варашеву камню, но я туда не проехал - громадные валуны, торчащие между колей, прямо таки ждали нежного ситроеновского пузика. На камнях то тут, то там, виднелись следы работы ледника, в виде узких полос возвышающейся породы - прожилок кварца, которые имеют большую твердость, чем окружающий камень.

Оставили машину на въезде, а сами пошли пешком.

Саша проехал на Ниве без проблем. Погода хмурилась, дул сильный ветер.. Берег был пустынен и грязен. Я созвонился с домом и мне передали нехорошие новости, требовавшие скорейшего моего приближения к Москве, или хотя бы, на расстояние однодневного переезда... Было очень жаль, но пришлось ограничиться простой прогулкой.
Наташа научила Лизу кидать камни в воду, чем Лиза и пыталась заниматься с редким воодушевлением и упорством. При том, камень ей должен был подавать я, а она пыталась его бросить вперед, что получалось, скажем так, с весьма непостоянным результатом.

Саша сидел на берегу, пересыпал между пальцев чистый Ладожский песок и смотрел в то место, где небо сгущается и становится водой...

Чуть позже я передал Лизу Наташе, а сам развел маленький костерок на берегу, сложив его из кусков бересты, тростника и щепок, набитых волнами к берегу. В этот же костер я складывал брошенные сети, которыми были обвешаны решительно все коряги и кусты в окрестностях.. Обрывки или комки сетей были жирно разложены и по полосе прибоя. В некоторых из них догнивала мелкая рыбешка., в некоторых виднелись перья. Печальное зрелище..
Сильно задерживаться было невозможно и мы, проведя на берегу пару-тройку часов, поехали дальше по извилистой старой дороге, идущей параллельно берегу Ладоги... В серых сумерках мы приехали в Олонец, где решили попытать счастья и заселиться в гостиницу. Телефон ни кто не брал, но всякое бывает... Но бывает, оказывается и так, что громадная гостиница оказывается заброшенной... На ней висит объявление о ее продаже и все... Неприятный сюрприз... Решили ехать на турбазу Насосная, которая как то уже служила нам приютом на ночь. Женщина, ответившая на другом конце провода, сказала, чтобы мы купили морковки, ибо у них есть ручная коза... Ну... Ручная, так ручная! Купили в Магните две громадных морковины и две банки мяса цыпленка и поехали заселяться..
Когда мы проезжали Лодейное Поле, Яндекс навигатор решил, что мы не хотим ни куда ехать, а хотим кататься кругами в месте, где толком нет связи, за то есть куча промзон, грузовиков и железнодорожных мостов... Матерился я очень долго...
Действительно, на турбазе жила коза.. И не просто коза, а рогатая охреневшая скотина, которая беспардонно залезала в машину и в багажник, чтобы попытаться полакомиться чем-нибудь вкусным. Скормил ей одну морковину, а вторую оставил на утро....

Перекусили Дошиком с прекрасным мясом цыпленка и упали дрыхнуть...
На этом, летопись трех довольно скучных дней окончена.. Мы еще не представляли масштаба катастрофы, ожидающей нас на следующий день, когда мы решим "обновить дорожку" и глянуть, походя, парочку старых городов у дома... Но это было уже следующим днем, а пока пора спать..
@темы: Туризм, Мои машины, Жзнь на колесах, Верхом на Бегемоте, Путешествия
Я просто очень подробно описываю любую скуку.. Память у меня такая...