Сказ о том, как день может оказаться полностью неудачным..
Наступило утро. Точнее, будильник оповестил нас о том, что пора вставать. Я раздвинул плотные шторы, и в окна хлынул все тот же пасмурный свет, что был и вечером. Судя по увиденному мной, дождь за ночь так и не переставал. На дороге было слякотно, лужи и ветер. На подоконнике стоял светильник с мощной светодиодной лампой. Впервые такое я увидел в гостинице в Выборге в 2007-м году. Но там было сделано еще интересней: Там окна закрывались наглухо рольставнями, а на верхней части оконного проема висел светильник с трубчатой люминесцентной лампой. Все это дополнялось легкой шторой. Сделано это для облегчения жизни непривычных к полярному дню или ночи людей. Зимой включаешь свет на окне, задергиваешь штору и на тебе, пожалуйста, ощущение утреннего солнца, светящего сквозь ткань. Полярный день - задергиваешь штору, и в номере ночь.
Утром встали, вышли в общий холл гостиницы, там нас ждал завтрак по типу шведского стола. Кашка, йогурт, сосиски, и что то там еще. Лиза решила, что есть ей не очень хочется, а хочется ей шкодить - бегать по холлу, залезать на пуфики и диваны, тиранить искусственную травку вдоль окна, раскидывать журналы. На то, чтобы угомонить и накормить разбушевавшегося фантомаса ушло около часа.
После завтрака я пошел узнавать у администратора о месте, где поблизости есть охраняемая парковка, так как машину на ночь я поставил просто на обочину дороги напротив гостиницы. Администратор сказала мне, что смысла в этом нет, что в городе свободно оставляют на улице не только иногородние машины, но и мотоциклы. Из города ведет всего одна единственная дорога, поэтому, если машину и угоняют, то с местными номерами, так как на ней можно незаметно перемещаться, а иногородняя на виду. Также напомнила, что город полувоенный, и на улицах присматривают. Кто конкретно за чем присматривает я не знаю, но военные патрули по улицам ходят с завидной регулярностью. Всегда было интересно, почему патрули ходят без огнестрельного оружия, наручников и прочего, но со штык-ножами. Короче, машины мы оставили там же, где они и стояли..
Решили начать утро с музеев. Для начала, поехали в музей мурманского морского пароходства. Приехали на улицу Челюскинцев, припарковались на обочине дороги под низко висящими ветками деревьев, накинули дождевики и отправились. Вход нашли не сразу.. Но когда нашли, дорогу нам преградила хамящая вахтерша, которая сообщила, что, мол, заранее по телефону согласовывать нужно. Что никого она не пустит, что сегодня музей не работает. Что плевать она хотела на все расписания в интернете и что единственное верное расписание висит у нее на стекле, что второе расписание висит на двери(, на запертой, изнутри)... вот прям вижу, как российский внутренний туризм поднимается с колен и прямо таки затмевает собой Египты-Турции, благодаря таким вот активным охранницам музея. Пожелал ей про себя почечуя и мужа красавца, вышли наружу. Потоптались и, ничтоже сумнявшися, пошли подальше от обители туристического сервиса.. Как говорится, ешьте сами с волосами. Но рядом нашелся еще один музей: "Музей мурманского региона ОЖД", расположенный буквально через дом в ДК Железнодорожник. Пришли. На здании нет вывесок. Отправили туда самого милого члена экипажа, не смотря на то, что он не самый общительный - Наташу. Наташе сообщили, что музей-то в принципе есть, но смотритель в отпуске.. Значит опять фиаско... пошли к машине по улице Челюскинцев. На углу с улицей Володарского расположен сквер и памятник покорителям Арктики.
Полусфера земного шара с отмеченными путями и стена, из которой выступают профили ученого, капитана и летчика.
читать дальшеРядом на плите выбиты основные этапы исследования Арктики. Сфотографировали, занесли в навигатор и отправились дальше по улице, пока не вышли к магазину Челюскин, в здании которого был обозначен Сплав. Судя по набору вывесок, тот Челюскин, в честь которого назвали магазин, был большой затейник..
Я очень надеялся на Сплав, так как с самого утра, после первой же лужи в кросовках начало хлюпать.. Я-то поехал в сетчатых дырявых кроссовках, так как иной обуви у меня не было. Очень хотелось купить себе хотя бы в Мурманске трекинговые ботинки, так как в Москве, почему-то, размера больше 45-го нет, а мне нужен 46-й. Кто много ходит, тот знает, что трекинговые ботинки не должны сдавливать стопу, тут-то крылась вторая беда - все продающиеся очень узкие. В самом конце августа 15-го года я купил в Сплаве на Кетчерской улице неизвестные турботинки с подошвой Вибрам. Они прожили у меня вплоть до мая месяца 19-го года, не смотря на то, что хожу я очень много. В Московском Сплаве мне посоветовали посмотреть в регионах. Ну что ж. Вот я в регионе, а мне, не то что турботинки не продают, так и магазин работает с 11:00, а на дворе 09:40.. Ну что ж делать-то? Пошли дальше по улице Челюскина в сторону улицы Маркса, где была припаркована машина. Но, дойдя до угла, мы увидели, что прямо по улице есть еще какие-то памятники. Перешли дорогу и обнаружили скверик, в котором из земли торчала гранитная кисть руки, держащая на ладони земной шар. Это был памятник "Антигитлеровская коалиция".
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119c39/N_aUlN5jEJo.jpg)
Рядом, на крыльце ДК Моряк, располагалась композиция из двух белых медведей
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119c2f/ZbyyswBXuVQ.jpg)
На закуску оставался еще музей торгового флота, расположенный в порту. Годом ранее я заметил большой серо-желтый ангар, а вот вывески или расписания не заметил.. Под непрекращающимся ливнем поехали в порт. Переехали через кучу жд переездов, по пути полюбовавшись на роторные снегоуборщики. Многое бы я дал, чтобы увидеть их в действии.. Желательно у нас в Подмосковье.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119c6b/_lyD5jHrFjo.jpg)
Припарковались мы, значит, у стен музея, женщин оставили в машине, а сами побежали тыкать в музей палочкой на предмет того, жив ли он? Оказалось, что именно сегодня и он тоже не работает.. Хором подумали нецензурное и решили действовать наверняка - поехать туда, где закрывать попросту нечего: К Алеше.
Пока разворачивались, я успел полюбоваться трактором т-75 в северном исполнении (со сдвоенным остеклением) с ковшом-погрузчиком.
Ехать оказалось, на удивление, далеко... Петляли по каким-то односторонним переулкам, лишенным асфальта, поднимались по крутому изогнутому склону сопки, посредине которой, прям на шоссе, нашелся открытый водосточный люк, дальше петляли в районе дельфинария и, наконец-то, припарковались. Дождь не прекращался, а потому было принято сложное решение достать таки коляску из багажника. Усадили Лизу внутрь и пошли.
Рядом с парковкой нашлась отвратительная "инсталяция" в виде гигантской солдатской каски, выполненной из проволоки и зеленого ковролина... Возле нее фотографировалась свадьба.. Мдя...
![](https://pp.userapi.com/c851524/v851524848/b4c5a/62PJFGe4p-4.jpg)
Повернули за угол и стали подниматься в гору. Вышли слева от Алеши и не поняли где оказались, так как перед нами не было ничего. Вообще ничего. Еще раз запросил данные зрительного анализатора и удостоверился, что перед глазами хмурое, низкое небо, с которого летит морось. Но вестибулярный анализатор махал флажками, утверждая, что стою я на уклоне, при чем уклон уходит вперед и вниз... туда, откуда идет дождь и где серое небо...
Но оттуда же и дует ветер.. А ветер с неба же вроде не дует... Сверил свое положение с положением скульптуры и понял, что я стою все таки прямо, а передо мной конец смотровой площадки и облако, морось из которого сдувает на нас. Через несколько минут облако стекло до конца и нам открылась панорама на залив и порт. Чтобы было лучше видно, мы сошли с асфальта и пошли на самый край прямо по скале. Скала была явно жертвой ледника, так как из ее обтесанной округлой гранитной поверхности торчали то тут то там гребни более твердого кварца.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119d61/Rb0ECx9Ees8.jpg)
Поверхность чем-то напоминала ребристый рог барана. При чем, гребни кварца и спрятавшиеся за ним шлейфы гранита явно указывали направление движения гигантской ледышки в последний ее заезд. На, казалось бы, гладком камне то тут, то там умудрялись расти кусты и деревья, которые держались за малейшую удаленную от них расщелину длинными тонкими корнями, между которых набивался мох, создавая некую первичную почву.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119db1/PmvrLYM6arI.jpg)
Порт с высоты птичьего полета казался вольером с разноцветными жирафиками или же витриной детского магазина - сотни длинных клювастых крановых шей поворачивались то туда, то сюда, кланялись или трубили.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119cc5/wAlZFsj9NF4.jpg)
Еще они разговаривали, издавая душераздирающий скрежет при движениях. Очень интересно наблюдать, когда машина уже закончила движение, а звук еще не появлялся. Казалось, что это плохо озвученный мультфильм. Можно было включить в голове веселенькую музычку из немого фильма и представить себе великана-тапера с фортепьяно возле него, тогда это могло бы стать идеальной иллюстрацией для сцены суеты - все что то делают, а некоего большого результата не видно. Порой казалось, что они просто воруют один контейнер друг у друга.
Но хватит о веселом.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119d7f/XPS6bpo_yOg.jpg)
Вокруг Алеши расположено несколько памятников. Начну с памятника зенитчикам (Я так понял, что здесь в годы войны была идеальная позиция для зенитных орудий - большая высота и прекрасный обстрел на 360 градусов).
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119cec/5CXJxhpFbSg.jpg)
Стоит за заборчиком зенитка. Мне вот не понятно, для чего смотрители памятника покрасили половину высоты резины серебрянкой вместе с диском..
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119cf6/8Mcd3_BOPZk.jpg)
Бывает, красят боковины в белый цвет, имитируя кремовый цвет натурального каучука - когда-то он был сильно дешевле синтетического черного. Покрышки сначала были белые целиком, но люди быстро поняли, что натуральный каучук слишком непрочен, и стали использовать дорогой и износостойкий искусственный черный. Но колеса не должны стоить целое состояние, а посему, из дорогого каучука делали только беговую дорожку шины, остальное же оставалось кремовое - более дешевое. В старых фильмах и на кадрах сильно довоенной хроники можно убедиться.
Но тут серебрянка... В один цвет с диском.. Такое впечатление, что окраской командовал какой-то подросток, мечтающий к любому транспортному средству приделать низкопрофильную резину.
Резина стоит ярославская. Такая же резина ставилась на грузовики ЗИС-5 (знаменитые трехтонки). Судя по отсутствию ниппельного соска, это особый вид автомобильных покрышек, ныне почти забытый, гусматик - то есть внутри полости покрышки находится толстый резиновый бублик, почти целиком заполняющий весь объем. Жестко - да, но надежно. Не страшны ни пули, ни осколки, ни колючка. Именно поэтому их и ставили на военную технику. В остальном резина была штатной. Обратил на себя внимание рисунок - очень много мелких, частых, боковых ламелей, которые превосходно ведут себя на каменистых косогорах. В грязи они мгновенно превращаются в обмылок. Продольная исчерченность развита не сильно, поперечная - так же. Покажи мне эти шины просто так, я бы предположил, что они от какой-то сельхозтехники, скорее всего не самоходной. На самом деле подобный рисунок обусловлен был тем, что зимней и летней резины не существовало, и одна и та же покрышка должна была хорошо себя вести как в грязи, так и на снежном накате или льду.
Малая ширина, как ни странно, является фактором, повышающим проходимость - она прорезает слой жидкой грязи и сцепляется с твердым грунтом под ней. Также узкая резина меньше сопротивляется рулению, что в условиях отсутствия ГУРов было немаловажным. Ну и пятно контакта она имеет равное более широкой резине, но, при этом, меньше сопротивляется качению.
Колеса имеют независимую подвеску на пружинах. На мой вкус, довольно капризная должна быть система, ведь попадание грязи на направляющий шток должно было вызывать постоянные закусывания.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119d14/j9-zSXnOHL0.jpg)
Обращают на себя внимание еще и не связанные между собой барабанные тормоза с кулачковым приводом. Эффективность никакая, но, сдается мне, что при тогдашних скоростях про эффективность тормозной системы прицепов особенно не думали.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119d0a/yyBF40PhcvE.jpg)
Если посмотреть на Алешу со стороны зенитки, то в складках шинели можно увидеть судовую дверь, которая, судя по количеству рукояток, должна запираться, и запирается видимо, герметично. Город морской, и в таких дверях, сдается мне, недостатка нет. Но, видимо, герметичность сыграла злую шутку, и внутри стал образовываться конденсат- иначе чем объяснить врезанную в нижнюю часть двери квадратную сетку?
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119d89/mKN7YP3h1qw.jpg)
Обошли Алешу по кругу и спустились на площадь, расположенную чуть ниже, у подножья памятника. Видимо, здесь предполагалось проводить торжественные мероприятия и строить солдат. Но, судя по корявости бетонных плит, никто этим не занимается.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119c93/SCrZk9bj0Kk.jpg)
Совершенно не понятно, почему было не положить здесь асфальт, а то создается впечатление какой-то стройплощадки. Отсюда Алеша смотрится будто былинный богатырь, стоящий на краю утеса и несущий вечную стражу. В отличии от Родины-Матери, он не несет агрессивной динамики, а напротив, подчеркнуто неподвижен, нерушим и монументален.
С неба на нас стал наползать очередной клубок непроглядной мглы, и возобновился дождь, после чего мы срочно ретировались к машинам. Посадил Лизу в кресло, упаковал коляску в багажник, и тут ко мне подошел водитель соседней машины и спросил, как багажник, удобен ли, спросил, что посмотреть в городе - оказалось, что это еще один автопутешественник из Подмосковья. Поговорили и решили, что уже достаточно проголодались и неплохо бы покушать, но сначала решили посмотреть памятник коту Семену, расположенный неподалеку.
Чтобы попасть к коту Семену, далеко ехать не пришлось - нужно всего лишь остановиться на парковке мурманского океанариума и пройти метров 500 по дорожке. Выходите в городской парк на берег пруда, где на бронзовой лавочке сидит толстый и пушистый бронзовый кот Семен, внешне чем-то напоминающий знаменитого мультипликационного кота Саймона.
Кот пушист, шарообразен и чесабелен до безобразия, несмотря на свое бронзовое тело. В глазах кота, правда, затаилась усталость и тоска. За плечом у него узелок, видимо, с нехитрым скарбом кота-бродяги: хвост селедки, рваный бантик, три колтуна и засохшая полмышь.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119e01/zetV3gQ-l_s.jpg)
История с котом очень трогательная и, возможно, могла бы составить конкуренцию истории Хатико, которого хотя бы кормили.
Легенда такова: когда-то хозяева возвращались из отпуска домой в Мурманск и везли в машине кота Семёна. Проезжая через Москву, они как-то умудрились упустить кота. Не найдя его, приехали в Мурманск одни. Через 6 долгих лет кот внезапно материализовался у порога их квартиры, дойдя пешком от Москвы почти 2000 километров и найдя дорогу домой к любимым хозяевам.
Мой внутренний скептик трясет перед внутренним взором пачкой конспектов по зоологии, патологии, анатомии, личным опытом и знанием местности и климатических условий. Он считает, что вероятность того, что кот, тем более домашний, прошел 2000 километров и не стал чьим-нибудь ужином, не замерз в тайге или не попал под машину нулевая. А ему же еще пришлось преодолеть Хибины! Можно предположить, что он шел напрямик через леса, но тут шансы выжить и не стать обедом уменьшаются еще больше.
К тому же, по пути ему нужно было преодолеть чуть ли не 1000 километров болот, так что наиболее вероятным маршрутом стоит считать движение вдоль шоссе.
Но мы не имеем никаких данных о коте, 6 лет бредущем по обочине шоссе, а за 6 то лет кто-нибудь да обратил бы внимание, что на каждом рейсе видит одного и того же кота, но все дальше от столицы и ближе к Мурманску. И представьте, сколько нужно везения, чтоб за 6 лет на обочине не сбила машина.
Но тем не менее, кто-то большой, теплый, добрый и пушистый внутри меня очень хочет, чтобы эта история оказалась правдой.
От кота наш путь лежал к некой скульптуре с то ли медведями, то ли бобрами в лодке, упомянутой на многих сайтах. Расположена она в том же парке, но на другом конце. Припарковаться не смогли и поглядели на нее издалека - халтура какая-то!
Зов желудка потребовал от нас немедленно двинуться на охоту. Охотиться решили, как и в прошлый раз, в таверне Старый Томас на улице Книповича.
После вкусного обеда загнали машины назад к гостинице, один час потратили на приведение себя в порядок, посадили Лизу в коляску и поехали гулять по Мурманску пешком.
Нет. Вру! Сначала мы с Сашей пошли ловить алкоголь. В магазине оказался столь любимый нами Медоварус, который, по непонятной причине, исчез из московских магазинов. А тут его было величайшее разнообразие, в том числе и загадочный вишневый криг зловещего кроваво-красного цвета, явно не предвещающего ничего хорошего. Алкоголь мы бросили в машину, потому как ему был присвоен статус гостинца, и как напиток он рассматриваться сразу же перестал.
Мы бессистемно плутали по улицам Мурманска, пока не вышли по проспекту Ленина на пересечение с улицей Книповича. Дул холодный ветер, моросил дождик. Мои дырчатые кроссовки совсем уже промокли, и я психаул и зашел в первый же магазин спорттоваров на этом перекрестке!
О чудо! здесь оказались в наличии замечательные ядовито-салатовые треки с вибрамом как раз 46-го размера.. но стоили они 7100..... Прикинув, что предыдущие я носил 4 года, разделил 7100 на 4 и понял, что цена высокая, но не заоблачная, учитывая, что демиксы из Спортмастера по 4000 приходится менять два раза в год из-за сквозных дыр в подошве.
Разорился. И дальше пошел перекатываясь на удобной подошве и сверкая, как молодая майская листва.
Где-то тут же я заметил еще один магазин спорттоваров, а перед ним детские самокаты. Решил порадовать Лизу, купил ей трехколесный самокат, о котором она давно мечтала и который я ей обещал, если в дороге она будет себя хорошо вести.
Лиза тут же залезла на него и стала пытаться ехать. Ехать-то ехала, но поворачивать наклоном тела не умела. В результате, я вез ее за руль, а она изображала, что толкается ножкой. Такой способ перемещения оказался довольно рациональным в плане скорости. Поплутав еще маленько, мы направили свои стопы через дворы на улицу Капитана Егорова, которая уперлась в дом, справа от которого был какой-то бункер, уходящий глубоко под землю. На въезде висели обычные гаражные ворота с калиткой, и к ним была прислонена дворницкая метла. Рядом был сделан подкоп под край бетонной стены.
Что это такое ума не приложу, возможно, граждане мурманчане знают это странное сооружение и просветят меня относительно его предназначения и внутреннего устройства.
На вид это был "Тамбур" - перекошенный бетонный куб, одна сторона которого тонула, обеспечив крен градусов на 7. Задней частью он прилегал к большому объему, уходящему в толщу горы под скалу. Сверху все было перекрыто толстым слоем бетона, армированного рельсами. Казалось бы, очевидное бомбоубежище, но нет..
Во-первых, качество бетонного литья на стенах. Ни разу я не видел ни на одном военном объекте такого дрянного литья и такой кривой опалубки.
Во-вторых, перекошенная передняя часть. Непонятен ее смысл и причина столь халтурного исполнения. Также, создается впечатление, что построена она позже основного бункера, так как не имеет общей связи.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119e5b/YxrvqT5zJUM.jpg)
В-третьих, я ни разу не видел, чтобы вход в бомбоубежище закрывался на гаражные ворота. Я, конечно, понимаю, что основная дверь, скорее всего, впереди, но для чего тогда нужно было делать бетонную воронку, ведущую к двери? К тому же, пол сооружения плавно понижается вглубь, что исключает возможность естественного стока воды, а значит, повышает риск затопления бункера при малейшей неисправности дренажной системы. Я полагаю, что про состояние системы откачки воды можно даже не рассуждать..
В-четвертых, перекрытие. Оно армировано слишком жидко для крыши бомбоубежища. Применены узкоколеечные рельсы или рельсы, разрезанные вдоль. Хорошо видно конец нижней части рельсы.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119e65/GAgq3r2kveo.jpg)
Когда строят бомбоубежище, арматуры закладывают чуть ли не больше, чем бетона, а рельсы в перекрытия кладут не в один накат, а минимум в три, тем более, учитывая величину пролета.
Очень странно видеть, как кто-то угробил несколько сотен кубометров бетона, и сэкономил на арматуре..
Прямо от этого места начинается лестница в гору. Лестница не прямая, а имеет несколько плавных изгибов, что позволяет избежать излишней крутизны.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119e79/X2udp6yd3dA.jpg)
Посадил Лизу в коляску и начал восхождение. Лиза, как могла, выражала бурный восторг такому способу передвижения. В то же самое время, я, как мог, выражал все недоумение подобной планировкой города. Это, конечно, не Чкаловская и не Потемкинская лестница, но тоже солидно, и утомить она меня успела.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119e6f/9HwZb58uXlg.jpg)
Наверху нам встретилась интересная система ресивера для конденсата на газопроводе. Кстати, что удивило, все газовые трубы в городе покрашены в синий, а не в классический желтый цвет.
Подобные сборники конденсата я встречал ранее на Урале, где морозы часто переваливают за 35. Пропан-бутановая смесь сжижается проще, чем чистые газы, но в морозы образует конденсат, который образует пробки. Тут объем ресивера около 10 литров. На Урале их делали из 30-ти литровых газовых баллонов.
![](https://pp.userapi.com/c849132/v849132150/119e97/zwAmgWvwqBQ.jpg)
К слову, нельзя забывать, что громадная часть Мурманска все еще газоснабжается не из центрального газопровода, а привозным газом. Даже во дворах многоэтажек часто встречаются колпаки газгольдеров. В бараках же установлены шкафы вдоль внешних стен...
На этом мы решили закончить наш вечер и отправиться на боковую, ибо, несмотря на светлую ночь, на часах уже было 21:00.
а на Абрам мыс не ездили? там тоже военная техника стоит и всегда открыто
SmiLena, Не, не ездили.. Я о нем и не знал... Да и в городе мы второй раз и на один день оказываемся.. И каждый раз погодка шепчет.... Но буду знать! Спасибо