Затяжной ночной дождь располагал к крепкому сну и длительному просмотру многосерийных сновидений. Сновидения захватили нас часов до 8 утра. Дальше были быстрые сборы, укладка и примитивный быстрый завтрак на скорую руку, где только бэкштурману досталась тарелка каши, и в машину. К сожалению, наша любимая кафешка работала в воскресенье только с 11 утра. Лишний раз переезжать через Волгу по раздолбаному мосту нам не пришлось, а потребовалось просто повернуть от гостиницы направо по улице Коллективизации, которая незаметно перетекает в Пошехонский тракт. Дорожка несколько подубитая, узкая, но и совершенно безлюдная. Перед самым Пошехоньем в деревне Ясная Поляна съехали с дороги и прокатились чуть-чуть вдоль реки Ветхи. Дело в том, что Наташа углядела с дороги руины, некогда, красивого храма. В этот раз мы не подъехали близко, но на Пошехонье у меня запланирована отдельная поездка. Говорят, в советское время церковь использовалась, как электростанция и склад. Вот такие церкви и нужно восстанавливать, а не лепить ларьки с крестами на каждом московском углу!

читать дальшеЕхать скучно. Дополз я так до Пошехонья и отправил за руль Наташу - нечего прохлаждаться!
Наташа несколько испугалась, так как за рулем бывает гораздо реже, чем я - в хорошем настроении, то есть почти никогда... Но собралась с духом и порулила.

Эта дорожка практически умерла за последние полгода. На ней появились длинный глубокие просадки, норовившие бросить машину на встречную полосу, обширные поля выбоин, объезд которых был возможен только по обочине или в слаломном режиме. В общем, Наташе было где по практиковаться в вождении. Старались держать стабильные 60-70 км\час, но ямы....

Первые полчаса Бэкштурман сладко спал, посапывая на заднем сидении, и не проявлял себя никак. Потом проснулся и потребовал хлеба и зрелищ, как завещал Ювенал в своей 10-й сатире. Решено было проветривать мелочь в Кукобое, благо и посмотреть есть на что, и, с великой долей вероятности, там должна была обнаружиться детская площадка.
Кукобой - весьма интересный населенный пункт. Для начала, несколько лет назад он признан официальной родиной Бабы Яги. Тут есть ее музей, Музей Медвежий Угол, избушка на курьих ножках и неплохой вид на речку.
Далее, тут же есть еще две церкви. Новая - построена перед революцией и отличается исполинскими размерами, необычной облицовкой, громадными окнами и вообще напоминает пряничный домик. Жаль, что пряник весь потрескался и осыпается, но реставрации, видимо, не видать, так как с 1000 жителей много гешефта не поимеешь.

Позади нового храма стоит длинное строение с прорубленными в стене воротами - старый храм. Сейчас в нем трудно узнать культовое сооружение, он, скорее, напоминает гараж, коим, судя по всему, и являлся в советское время. Но кладка, проглядывающая сквозь штукатурку, фальш колонны и профили оконных проемов однозначно выдают в постройке бывшую церковь. Для осмотра в таком состоянии совершенно не интересная, но является, я полагаю, историческим памятником.
Машину мы оставили около сельского клуба. С торца есть небольшая площадочка, возле брошенного недостроенного магазина. Там же стоит детская горка и каруселька. Дали Лизе несколько раз скатиться и потащили ее в сторону школы. Здание Кукобойской школы заслуживает отдельной главы в любом описании местности. Дело в том, что оно построено не типовым "кирпичом", не казенной коробкой, а имеет декоративную башенку посередине. В верхней части башенки, под самой крышей, три высоких узких окна.

Остальные окна в здании имеют закругленную верхнюю часть и отличаются по ширине. На мой вкус, один из корпусов русского аналога Хогвартса должен выглядеть именно так. А что, в башне вполне могут жить совы.. На самом деле, совершенно не ожидаешь увидеть в глуши лесов, рядом с клубом, стены которого украшены изображениями трудящихся, столь не типичное здание школы, построенное в начале 20-го века. Кстати, в селе есть еще и библиотека!

Мы пошли вокруг стадиона перед школой. В правой его части, ближе к школе, есть спорткомплекс, состоящий из хаотичного переплетения турников, брусьев и верблюда. Я со своей спиной не мог пройти мимо турника и решил повисеть, но вот незадача, под ногами мешалась какая-то железяка. При ближайшем рассмотрении выясняется, что это ни что иное, как утяжелитель для подтягивающихся.Под брусьями такая же штука! Конструкция проста и гениальна одновременно! Два груза приварены к широкой толстой пластине с двумя отверстиями. Сквозь отверстия проходят опоры турника, то есть пластина способна перемещаться вверх-вниз по опорам турника. Ближе к центру пластины приварены две полукруглые петли для мысков ботинок. Подходишь, берешься за перекладину турника, продеваешь ноги в скобы утяжелителя и поднимаешь уже не себя одного, а себя и эту вот железную дурындину!
Дальше наш путь лежал в парк, на входе в который висела табличка, сообщавшая, что территория парка обработана от клещей!!!
В парке бросается в глаза домик Бабы Яги.

Установлен он, конечно, не на курьих ножках, но на поворотном основании. Внимательное изучение помогло опознать основание автокрана. Там же виднелись края катков, расположенных покругу, и зубчатая передача, приводящая избушку во вращение.

Если взяться за край металлической лестницы, спускающейся к земле, то можно пошатать избушку вправо-влево в пределах люфта редуктора. Дальше слышится глухой "блюмммк" от соприкосновения массивных железяк.
Мало того, избушка еще и электрифицирована - к коньку подходит провод. А вот ввод внутрь, прямо скажем, необычен - не гусак, а вертикальная труба, накрытая сверху пыльником ВАЗовского шруса.
Заглянуть внутрь избушки не удалось - все окошки очень плотно занавешены. Так что механизм привода вращения так и остался загадкой. Возможно, там в центре стоит большой чугунный котел с длинным деревянным веслом, под котлом горит холодное синее пламя, а в котле черное варево бурлит желтыми пузырями, и в нем, то и дело, промелькивают хвосты ящериц, паучьи лапки или кости очередного зазевавшегося Терешечки вместе с обломками деревянной лопаты для караваев. Подходит, значится, бабка к котлу, плюет в него, варево уютно чмокает и меняет цвет на зеленый, бабка мешает веслом по часовой стрелке, и избушка начинает мееедленно со скрипом поворачиваться против часовой стрелки.. И крутится и крутится, потому как лес кругом, куда не плюнь..
Возможно, там замаскированный под кадушку с мочеными яблочками установлен двухкиловаттный электродвигатель, который, если ему дать волю, будет центрифугировать содержимое избушки вплоть до момента помутнения Кота-Баюна. И только нехарактерное жужжание яблок в глубине кадушки и уходящий под крышку провод могут выдать тайну электрофикации отдельной избушки.
А может и не так все устроено... может там еще и курбель из пола торчит, приводящий во вращение малую шестерню редуктора. Бабка цепляется за него ногой и ругается как-нибудь грязно по старославянски...
А если вспомнить историю, то Баба-Яга не такой уж и страшный персонаж первоначально. Не столько страшный, сколько неведомый и загадочный. Она не только одна из главных берегинь, но еще и образ проводника из мира живых в мир мертвых. Она неспроста живет на окраине леса - лес для славян территория враждебная, населенная духами. Многие язычники, если вспомнить, хоронили именно в лесах. В частности, особенно у северных течений, хоронили в гробах-колодах, устанавливаемых на опиленные стволы деревьев. В домовине оставляли окошко, обращенное в сторону леса, чтобы душа могла покидать ее, но не в сторону мира живых, а в сторону мира мертвых. Вот вам и избушка на курьих ножках, стоящая на опушке леса и, по умолчанию, обращенная в сторону чащи входом. Сама Яга, также не проста - не случайно у нее одна нога костяная. Этим народный фольклор подчеркивает, что сама она и не жива и не мертва. Я считаю, что "костяная нога" это не указание на анкилоз суставов, не тонический гемипарез, а четкое указание, что половина ее уже умерла. Так же, можно вспомнить и описание ее облика - тут и удлинившийся нос и торчащие зубы, что может указывать на раннее разложение, когда ткани усыхают и начинают деформироваться. Обычно, герой сказок и легенд приближается к избушке, просит ее повернуться, заходит внутрь, ест/спит/пьет, приобщаясь к этому миру, избушка разворачивается и выпускает героя в мир мертвых, в "тридевятое" т.е. недостижимое, бесконечно далекое царство. Герой не может просто войти в лес, ему необходимо пройти через избушку-домовину, умерев, а потом воскреснув на обратном пути. Также, можно вспомнить, что тайной живой и мертвой воды владеет именно Яга.
Яга у славян является проводником в потусторонний мир, она помогает пересечь границу двух миров, но, как правило, в одном направлении, не предполагая обратного пути. Она является эквивалентом греческого Харона, перевозящего на лодке души живых в царство мертвых Аид.. или же Анубиса... Но в славянской мифологии проводник - женщина, что, возможно, указывает на бытовавший в то время матриархат, хотя я не знаю, ибо не историк и не знаком с глубинами мифологий различных стран и вообще, мое образование лежит несколько в другой плоскости..
Ах да, если вспомнить, то именно Яга во многих сказках является последней инстанцией правосудия - значит она видит и знает все, что происходило в жизни человека, туда же прилагается полный комплект потусторонних атрибутов в виде полетов в ступе. Кстати, она не просто летала в ступе, а еще и заметала следы помелом. Тут можно провести параллель с уборкой в доме покойного, еловым лапником по пути следования погребальной процессии, выносу тела через окно или кровлю - чтоб покойный не нашел дорогу домой. Так и Яга заметает следы своих переходов, чтобы умершие не могли по ее следам вернуться в мир живых.
Да, а у путеводного клубка, есть аналогия в греческой мифологии - нить Ариадны. То есть, Яга, спроваживая в царство мертвых человека, который должен вернуться, дает ему с собой нить, по которой он найдет дорогу домой. У мертвых же нити нет, следы между мирами Яга заметает, а потому они на век останутся в мире мертвых.
Не удивительно, что православная община Кукобоя ополчилась против музея.. Хотя, это они перегибают палку, ведь если вспомнить православные обряды, то в них также легко усмотреть вплетенное язычество: Огнепоклонничество, жертвоприношения, идолопоклонничество... Не удивительно, если бы язычников обращали бы в религию "как есть", то затея изначально была бы обречена на провал. Поэтому, многие языческие ритуалы, символы и обряды прочно вплелись в христианство.
Да и от музея никому вреда нет - тут наоборот, новые рабочие места, туристическая привлекательность отдаленного глухого поселка, некий культурный символ, который создает мистический ареол вокруг места и помогает воспитывать молодежь, но об этом расскажу чуть позднее.
По тропинке мы вышли на берег реки Ухтомы и вдоль него прошли до родника с часовней. У родника мы встретили двух пожилых мужчин, которые набирали воду в пятилитровые баклажки. Приятно побеседовали, рассказали о своих планах и поездках. Один из них рассказал нам, что перебрался сюда на старости лет, а второй, похоже, гостит тут. Когда они ушли, я умылся холодненькой водичкой из родника, немного сбил сонливость.
Вода в роднике, как и полагается, была свежа, приятна и холодна. Умывшись и немного сбив сонливость пасмурного дня, мы начали подниматься вверх по лесенке. Кстати, лесенка заслуживает отдельного описания: она довольно сильно приближена к деревянным мостовым прошлого. Поверхность ступеней выполнена из тонких бревнышек, установленных вертикально и плотно подобранных друг к другу.

Получилась хорошая удобная лестница, на которой отсутствовали грязь и слякоть. Исторические же деревянная мостовая выполнялась не из досок и не из деревянных брусочков, а из дубовых(при наличии возможности) колод, обтесанных под 6-ти гранную призму(ну как тут невспомнить структуру печени).... Высота колоды варьировалась от 20 до 60 см. Они плотно подгонялись друг к другу, так, чтобы не было больших зазоров. Я видел остатки такой мостовой, выкопанные рабочими при копке траншеи под дорогой в Нижегородской области. По сравнению с булыжной мостовой, деревянная была очевидно дешевле, не такой шумной, и, возможно, гораздо более комфортной для проезда за счет меньшего числа поверхностей, по которым катится колесо. Она была приближена к брусчатке, но не требовала дорогого и дефицитного обтесанного камня. Дерево же мог научиться обтесывать любой человек, да и растет оно повсеместно.
Лестница бесспорно красивая и удобная, но вот с длиной подкачали: она заканчивается ничем.. То есть, осле нее тропинка продолжается по глинистому склону. В месте стыковки есть небольшая площадочка, на которой стоит избушка, называемая "Медвежий угол". Это тоже часть музея, но она тоже была закрыта. Избушка крохотная. Ко входу идет деревянная лесница-трап, выполненная из единого бревна.Честно, не знаю, на сколько это исторично, но полагаю, что в прежние времена такая лестница вполне могла бы применяться.
Рядом находится благоустроенная площадка для шашлыка, костра и любования рекой. Шашлык меня не привлекает, а вот провести вечер или же встретить рассвет большой дружной компанией, сидя у костра на высоком берегу реки..эээх.. Для удобства отдыхающих установлены лавочки, и сделано кострище. Я не очень понял из чего оно, но сложилось впечатление, что основой послужил ковш для сбора металлолома. Интересное получилось приспособление!
Поднялись наверх и пошли в сторону машины. По дороге мы миновали эстраду. Возле нее играла компания детей. Если честно, то уже и не думал, что когда-нибудь увижу ватагу из десятка мальчишек и девчонок, которые летом не сидят уставившись в экран телефона или компьютера, а носятся, как угорелые, с деревянными пистолетами, автоматами и ножами. Все макеты просто выпилены из досок и покрашены краской. При наличии электролобзика изготавливаются минут за 20.
Дошли до машины, и наш бекштурман опять самостоятельно занял место в кресле, и даже не очень противился пристегиванию. Подкормили Лизу сухофруктами, а сами двинулись на Грязовец. За рулем по-прежнему была Наташа, а я очень пытался не заснуть на пассажирском сидении. Есть у меня такая особенность - стоит встать из-за руля и пересесть в соседнее кресло, как начинает одолевать зевота и фантазии о мягкой уютной подушке, тяжелом клетчатом пледе и упитанном коте. Впрочем, долго бороться со сном мне не пришлось - дорожка резко взгрустнула и решила, что нужно быть внимательней, сообщив нам об этом хорошим пендалем под копчик.

Все, включая бекштурмана, внезапно стали ну оочень внимательными и начали высматривать новые сюрпризы от автодора. А в скорости, в кювете обнаружилась машина Яндекс-такси, улетевшая, видимо, ночью. Машина сидела хорошо и шансов на самовыезд у нее не было. Остановился проверить все ли живы и не нужна ли помощь. Добежал до машины и обнаружил пустой салон, единственными обитателями которого были пачка сигарет и зажигалка на пассажирском сидении. Совсем рядом располагался тракторный двор, поселок, но машина все так же лежала в кустах и ни кто ее оттуда не извлекал, что наводило на мысль об угоне. Это меня несколько насторожило и я решил сообщить в компетентные органы или, хотя бы, самому Яндексу, что тут такое безобразие. Набрал номер, написанный на борту автомобиля, и сообщил диспетчеру об увиденном. Но диспетчера эта информация ни разу не заинтересовала, а почему то, наоборот вызвала у него дикое раздражение и он рявкнул в трубку, что это его не интересует и не волнует и прервал связь. Не слабо так удивившись, я решил обратиться к самым, казалось бы, компетентным органам и набрал 112. Долго слушал гудки и автоинформаторов и, наконец прорвавшись сквозь них, услышал в трубке ответ, примерно совпадающий с предыдущим. Я опять же несколько удивился, ибо даже прослушать номер автомобиля и проверить на угон сотрудники не желали. После долгих препирательств, мне пообещали, что сегодня кто-нибудь проверит, если будет проезжать неподалеку. Ну 3№;"?%; прям! Дальше был вообще гениальный вопрос: меня попросили назвать адрес ДТП. Какой, к жучке, адрес, если я начинал разговор с того, что на автодороге 78К-0013 Пошехонье-Грязовец между такими то населенными пунктами на левой стороне дороги(если следовать в сторону Грязовца) лежит автомобиль. О каком адресе может идти речь? Пятая осинка в десятой Роще Мушкиной Лапки, что в Кривом Овраге в трех дубах в сторону мха от Соловья Разбойника, что на Старом Тракте через Гнилое Болото?
Оператор сказал, что без адреса они ехать не хотят, ибо как им искать место ДТП. ОТ предложения продиктовать GPS координаты оператор, так же, отказался... Повторил первоначальные координаты и, надеюсь, кто-ниибудь из них таки гузкой пошевелит и хоть на угон проверит.
Поехали дальше. Кстати, в поездке было важно то, что автомобиль Саши был оборудован CB-рацией, а на Ситроене установка оной оказалась бесполезной.Так что в поездку были взяты две UHF-рации. В принципе, связь достаточно достойная, для обгонов вполне хватает, но вот свыше 3 км уже не работает.
По мере приближения к цивилизации дорожка стала улучшаться, исчезли ямы. Вскоре выехали на М-8 и повернули в сторону Грязовца. На улице, тем временем, поднялся очень сильный порывистый ветер и стало холодать. Наташе стало тяжело удерживать тяжело груженую машину с багажником на крыше при сильных порывах ветра и мы решили меняться при первой возможности. У нас был запланирован привал на заправке Лукойл, где так же был запланирован и обед. До него то Наташа и доехала, успешно справившись даже с круговой развязкой.
Припарковались возле кафе Баранка, которое в предыдущие годы всегда радовало вкусной и недорогой едой. В кафе, как водится, был аншлаг. Дождались свободного столика, заняли. При попытке заказа случился первый фейл - больше половины меню не было. Ну хрен с ним, заказали борщ, макароны с каким-то мясом, рис с чем то там еще и хачапури. Лизу посадили на детский стульчик, и по очереди отправились мыть руки. Но не тут то было - 3 из 4 туалетов не работали, а последний, четвертый, был насмерть засорен и содержимое фарфоровой вазы благоухало так...... Сели, начали есть... официантка, каждый раз, проходя мимо детского стульчика, "случайно" цепляла его ногой. Не один раз, а раз 6, пока ей не было сделано ну оочень суровое внушение. Да и еда испортилась: серые макароны, склизкий рис с затхлым запахом... Хотя хачапури была хороша...
Лиза быстро собралась гулять на площадку перед кафешкой. Я, как поевший раньше всех, пошёл с ней. За те полчаса, что мы провели внутри машины, погода сильно испортилась, похолодало до 14 градусов и поднялся ветер. Из недр машины была извлечена шапка и надета на Лизу.
Мы решили, что в эту баранку мы больше ни ногой. Очень жалко, что почти весь хороший общепит за пять лет превращается в тыкву с крысами..
Поехали в Вологду... Время было уже, наверное, второй час дня, а нам предстояли вологодские пробки и путь до Вытегры, так как ночевка в Липином Бору - мероприятие на любителя, а в Кириллове - на извращенца. Аппетит, как известно, приходит во время еды, а поломки - во время поездки. Так у Саши на Ниве начал пищать какой-то ролик. Наташа замучилась в штурманском кресле искать то телефон с яндекс-навигатором, то туристический гармин, то бортовой журнал, то фотоаппарат. Было принято решение, что рация живет у меня над головой и по ней отвечаю я, Турик с бортжурналом поселились на торпеде
Таким образом, в руках штурмана оставался телефон и фотоаппарат. Телефон было решено установить на кронштейн. Дело за малым - купить этот самый кронштейн в воскресенье в Вологде. Когда подъезжаешь к Вологде, в глаза бросаются изумрудные поля по сторонам и горизонт, утыканный трубами и промзонами. Дорожники же здесь испытывают нездоровое влечение к круговым развязкам... Как мы колбасили по городу, думаю, рассказывать нужды нет, так как ничего интересного, кроме пробок нам не попалось. Остановились на улице, возле трех павильонов, сулящих нам запчастей. Но все три павильона оказались без признаков жизни.

Судя по всему, сколько-нибудь приемлемый вид они сохранили лишь потому, что мумифицировались на песчаной почве.
В доме неподалеку значился еще один магазин. Он оказался закрыт в воскресенье. Через дорогу были еще 2, которые оказались такими же закрытыми. Крепко выругавшись, мы отправились к машине перебежками, потому как к ветру и холоду добавился мелкий мерзостный дождь. Ничего мы тут в результате не купили.
Добежали до машин, расселись и поехали на выезд из города. В скорости нам сообщили, что на Вытегру и Вологду движется ураганный ветер, страшный ливень и прочие казни египетские, которые нужно ожидать к 23:00. Позже, МЧС даже прислало дублирующую СМСку.. Отстояли еще с десяток пробок, а дальше столкнулись с цирком уродов, характерным для некоторых областных центров, когда местные дачники воспринимают встречную полосу, как реверсивную и прутся в лоб, не сворачивая, а иногда даже и в два ряда. Остается два варианта - бодаться с этими уродами, или спасаться от несущихся машин на обочине. Симптом характерен для вечера воскресенья. Ближе к городу эти неразумные отбросы общества, также встают в пробку, но уже на встречной полосе. Такое поведение я встречал в Нижнем Новгороде в 2010-м, а тут встретил в Вологде в 2018. Самое интересное, что если не пропускаешь обнаглевших водятлов, то они начинают гудеть, моргать, материться и сучить лапками, будто это не они на встречку выехали, а я припарковался колесом в их супружескую постель..
Но километров через 30 закончились и они, зато новая напасть стала видна нам на небе - черные кудлатые тучи, создавшие почти абсолютный мрак на улице. Проезжая Кириллов, мы позвонили в гостиницу и забронировали два номера, пообещав быть часам к 8 вечера... Ели б мы знали.... Ах, если б мы знали...
А дело было в том, что начался мелкий дождик, который, чуть позже, стал уже не мелким, а еще чуть позже, уже не дождиком, а ливнем, а потом уже и не ливнем... Я не знаю ни одного названия для происходящего природного явления. Ближе всего, наверное, шквал... Налетающий ураганными порывами с разных сторон ветер швырял в машину тонны воды, гнул деревья в дугу и швырял машину, как-будто кто-то бил с разных сторон. Ну подумаешь, ошиблись синоптики на какие-то 8 часов... В моменты встречных порывов, машина ощутимо теряла скорость. Дворники не справлялись и только мешали, даже на самой высокой скорости. Разговаривать в машине было не возможно из-за грохота воды и раскатов грома. Видимость не превышала 10 метров и брошенная на обочине машина на аварийке становилась видна только перед самым капотом .

Мы тщетно искали какой-нибудь съезд на дороге, чтобы убраться с шоссе, и ползли на первой передаче, со скоростью не выше 10 км-час, включив все, что только было в нашем арсенале, и непрерывно гудя, хотя, за таким грохотом, сдается мне, никто ничего бы не услышал. На встречу так же ползли машины, причем, даже внедорожник с мощной люстрой мы увидели метров за 15. Положение было аховое. Обочины почти что нет, по краям глубоченный кювет, свороток нет. Только километров через 8 мы смогли всунуться в крошечный тупиковый съезд, где уже стояло несколько машин. Там мы простояли около получаса, пока дождь не ослабел. Когда небо чуть прояснилось, было решено двигаться дальше, на свой страх и риск и искать место поспокойнее, хотя бы автобусную остановку.
Выехали, видимость составляла хотя бы около 20 метров. Позвонили в гостиницу и предупредили, что по погодным условиям задержимся... Проехали около 5 км, в течение которых продолжался сильнейший дождь с видимостью метров в 100, но почти без ветра, затем снова повторилась атака урагана с ливнем. Опять мы ползли в поисках кармашка... Потом мы нашли глубокую остановку и спрятались туда. Отстаиваться пришлось минут 12.. Потом дождь, как обрезало..

Наступила тишина и относительное спокойствие с мелкой моросью, под которую наш караван и доехал до Вытегры. Заселились в гостиницу и отправились за вещами на стоянку, расположенную с торца здания. Вроде и идти 50 метров, а все ноги на ухабах переломаешь! Дошли, я открыл багажник на крыше, справедливо ожидая, что оттуда на меня хлынет поток воды, но там оказалось сухо - багажник с честью выдержал испытание потопом, не смотря на отсутствие уплотнений. Пока искали вещи, снова пошел сильный дождь, и мы ломанулись к номеру, прихватив с собой по походному чайнику. Рекомендую Тефалевский электрочайник на 600 Ватт, объемом 0.5 литра. Всегда горячий чай, не то что из кулеров.
Ужинали дошираками, запивая несметными количествами чая..
@темы: Мои машины, Жзнь на колесах, Хожу, гляжу, кусаюсь.., Верхом на Бегемоте, Путешествия, Путевые заметки