КОШАРА. Король Датский. Президент Мира Сего. Прораб в аду(с)Почетный носитель бревна. Главный спец по чаю, костру, стреляющему оружию и изящному метанию бревен. Вождь Грязный Поток. Один из Триовна. Кот. Учёный. Закоренелый лесбианка. Котец.
Стал коротить светильник дома. Снял. Патрон весь в нагаре и видно что давненько и безсимптомно грелся. Ясен пень надо менять патрон. Но патрон оказался новомодным с зажимом вместо нормального винтика. То есть, всунутый провод назад не вынешь- только резать. Площадь контакта минимальна. Монтировать и демонтировать неудобно. Продрючился весь вечер, так как место очень гнусное.
Пришел в магазин, а там на цоколь Е14 только такое же дерьмо...
А как же классическая надежная технология, когда в патроне керамическая вставка? Когда на круглогубцах из провода заплетались колечки, лудились и лишь потом зажимались под винт, обеспечивая хорошую контактную поверхность. И ничего не грелось!!
Пришел в магазин, а там на цоколь Е14 только такое же дерьмо...
А как же классическая надежная технология, когда в патроне керамическая вставка? Когда на круглогубцах из провода заплетались колечки, лудились и лишь потом зажимались под винт, обеспечивая хорошую контактную поверхность. И ничего не грелось!!
А вообще, ещё в 90-е неоднократно сталкивался с проблемой перегрева патрона не в месте соединения проводов, а на контакте центральной части цоколя. Там начинала гореть дуга, иногда со слышимым шипением и даже гудением, но бывало, что совсем бесшумно. Патрону с того ничего не становилось, но у лампочки раскалялся цоколь и она накрывалась. А иногда и лопалась. Как-то даже прикол получился ещё в 90-е: валяюсь перед сном в кровати, читаю книжку. Над кроватью висел древний советский светильник с двумя лампами типа такого. И вот ничего не шипело и не щёлкало, вдруг одна лампа гаснет. Перевожу взгляд на неё и вижу, как мне в рожу летит колба. Дёргаю головой в сторону, она падает на подушку и за счёт этого не разлетается осколками. Ну а на патроне закономерно обнаруживаются следы подгораня.
Что касается скрутки алюминий-медь - в сухом месте может и прокатить. Ну например, я применяю специальные наконечники на толстые алюминиевые провода, которые из себя представляют алюминиевую гильзу с медной шайбой в районе отверстия - такая вот монолитно-слоеная конструкция, просто в точке контакта меди и алюминия нет электролитов.
А еще из старых правил монтажа электропроводки - скрутки алюминиевых проводов запрещается изолировать "синей" изолентой пвх, только тканевая черная или же чаще надевались полиэтиленовые колпачки. Ибо пвх выделяет при нагреве да и просто так хлороводород, который алюминий разъедает. Много раз с такой фигней сталкивался, особенно в пятиэтажках, где алюминиевые провода лежат под плинтусами, где бывает еще и сырость.
Прослабленный центральный контакт -регулярная трагедия(
Надо полагать, проблема ослабления контактов не сильно актуальна, если их изначально тянуть с запасом. По крайней мере. разборка древних патронов и вилок на это намекает. А что что интересно, на комповых колонках соединения выполнены резьбовыми зажимами, так они действительно регулярно требуют подтягивания.
А насчёт патронов, несколько раз попадались совсем старые, так вот у них центральный контакт был подпружинен. В керамике имелось углубление, куда вставлялась пружина, другой стороной упираясь в лепесток снизу. Вот почему так делать перестали, непонятно.
По медно-алюминиевым скруткам у меня опыт плохой. Много раз попадались такие соединения, и обычно там всё плохо. Причём, в первую очередь нулевой провод окисляется. Потому и удивился, обнаружив, что в том сарае обе скрутки, которым 22 года, в идеальном состоянии. Хотя вряд ли там совсем уж сухо - сарай не утеплённый, а в осенне-зимний период туманов там даже больше, чем здесь. Непонятно.
Зато хуже всего почему-то проводам заземления. По крайней мере, почему-то идущий от компа провод периодически подводит. Раньше он шёл под полом, обычный алюминиевый, приличного сечения, то ли 10, то ли даже 16 квадратов. Потом как-то обнаружил, что заземления нет. Стал разбираться, потянул провод, а он оборван. Как оказалось, там была повреждена изоляция и вот в этом месте провод натурально перегнил. Вообще впервые с таким столкнулся, тем более при таком сечении. Ну ладно, вырезал его, пропустил новый, с целой изоляцией, на выходе скрутил с оставшимся. Через какое-то время опять нет земли. Осмотр приводит к скрутке. Она не ослабла, окислы не видны, но при этом контакта нет вообще. Переделал, скрутил с усилием, сверху обстучал, вроде нормально. Недавно смотрю, опять нет контакта. Скрутка на месте, плотная и непрослабшая. Теперь пробую через болт с тремя шайбами, посмотрю, что получится.
manyak, Так а стандартный патрон с резьбовым креплением туда не получается впихнуть? В продаже они есть, да и стоят копейки, что-то в районе 20 руб.
Ф.Пуховъ, Вот интересный эффект. Постоянный ток много где течёт, но такого выгнивания проводов больше нигде не встречал. Разнокалиберные окисления и подгорания - это сколько угодно. Но чтобы алюминий в труху превращался, как-то перебор. По трухе вообще-то китайцы специалисты. Было несколько случаев, когда обычный провод (заявлен как медный, на деле похоже, обмеднённое железо) при неповреждённой изоляции терял контакт. Замеры показывают разрыв. Но провод целый. Один не поленился и начал потрошить. И где-то в середине жила превращалась в труху. Участок в несколько см выглядел, как будто его в кислоте подержали. Но изоляция целая. Впрочем, это ещё простой случай. Последний раз было веселее, когда на холостом ходу напряжение в норме, а под даже минимальной нагрузкой (порядка 100 ма) просадка до нуля. Не сразу нашёл причину, но помня такую особенность, постепенно склонился к проводу.
А что касается патронов, так в нынешних и пружине выскакивать не нужно. Контакты делают настолько тонкие, что были случаи, когда при закручивании или выкручивании лампочки боковой контакт проворачивало и он упирался в центральный. Со всеми сопутствующими спецэффектами. А по поводу упоротой экономии, вообще не одобряю. Не, ну нравится кому-то экономить - пожалуйста. Но можно же рядом поставить другой товар, с пружиной. И на 5 рублей дороже.
Кстати, с лампочками тоже интересно. Раньше, когда применялись только ЛОН, при сгорании они просто сгорали. Иногда со вспышкой, иногда нет. А где-то с середины 00-х при сгорании возникает скачок тока. Такой, что иногда вышибает автомат на 20А. Там уже всякое бывает, и подводы к патронам могут отгорать, и ещё что-нибудь. Особенно достаётся электронной начинке во всяких плавных регуляторах. Даже предохранители (которых там штатно обычно нет) не всегда спасают - они тоже сгорают, но одновременно с чем-то ещё. А в вытяжке у меня стоит лампа Е14, причём узкая, и лежащая на боку. Так она сгорает где-то пару раз в год, при этом стабильно устраивая аварийное отключение. Так как в момент сгорания у неё отгорает электрод, идущий к цоколю и падает на металлическую часть цоколя. Или там просто дуга загорается, но в итоге рубятся входные автоматы, а цоколь получается с проплавленными дырками. Надо признать, что патрон, выключатель и всё остальное это стойко держат, но само явление уже задрало.
Китайские провода очень часто алюминий омедненный. На старой работе был эпизод - надо было на рабочих местах сделать провода плюс и минус 48 вольт (проверка техники связи) Закупщикам сказали купить гибкие двухцветные провода - красно-черные или еще какие-то. Они и купили что-то типа "аудио-проводов". А когда монтажница стала их припаивать - начались стоны, плач и скрежет зубовный. Припоем в котором 61 или 63 процента олова их паять почти невозможно - расплавленное олово моментально растворяет медь. Понаблюдав два дня за этим цирком, я притащил кусок припоя ПОС-30 для пайки автомобильных радиаторов, в нем олова меньше, и всё нормально запаялось, но с более горячим паяльником.
А в одной фирме закупили для ремонта авто-тракторной техники провод ПГВА - причем продавцы их убеждали, что "А" в названии это как раз означает алюминий, а не "автотракторный". На момент моего прихода там уже было две машины, на которых проводка смонтирована этим проводом. на одной мне удалось убедить начальство и всё переделать, кроме задних фонарей, но я думаю этой маталыге в тех краях, где она будет ездить, некому будет смотреть на задние фонари, стоп-сигналы и указатели поворотов. А вот трактор Т-150 куда-то уехал с такими проводами. уверен, что они давно сгнили. Недавно звонил босс из этой конторы, интересовался, не хочу ли я принять участие в ремонте электропроводки одного из путепрокладчиков, который они когда-то продали клиенту, "нет, - говорю, - не хочу" )))
А с лампочками не знаю. Был ли предохранитель, или нет. Но сгорали они иначе. Помню, ещё в школьные годы делал уроки за столом, где была поворотная настольная лампа такого типа, которая до сих пор живая, в отличие от одноразовых современных. И вот на ней сгорела лампочка. Спираль оторвалась с одной стороны и провисла. Так я её раскачал и закинул на электрод, откуда она отошла. В момент касания она приварилась и лампочка включилась, даже ярче светить стала. А запомнилось это потому, что в таком виде она ухитрилась проработать очень долго. Как бы не дольше, чем до первого сгорания. Потом спираль оторвалась уже с двух сторон и упала в колбу. В современных же при сгорании спираль разлетается кусками, а иногда и брызгами. Именно из-за скачка тока. Вот как этого добились, непонятно.
С китайскими проводами вообще сплошные приколы. Алюминиевые ещё ладно, они паяются специальным флюсом. А вот железные уже малость достали. На навесе у меня висит гирлянда, чисто по по приколу, и опять погасла одна линия. Стал разбираться, а там провода просто выгнивают и отваливаются от диодов. При том, что такой прикол я знаю и все места соединения с диодами обработал мовилем. Но такое ощущение, что там изоляция влагу пропускает. Так как провод может начать выгнивать где-то в середине. Учитывая, что изоляция там прозрачная, это хорошо видно. Там похоже, железо даже не омеднённое. Паяется хорошо, но где потемнело, даже зачистить нельзя, сразу трухой осыпается.
С провода ПГВА посмеялся. А что, визуально не видели, что это алюминий? Впрочем, в тракторах и медный провод не особо помогает. Условия там агрессивные, а электроприборы, особенно наружные, как правило, не имеют достаточной защиты. В итоге постоянно что-то отходит от вибрации, окисляется, ржавеет от грязи, ну и так далее. Хотя сами провода полностью исправны. И нужно постоянно всё это перебирать, зачищать, изолировать.
Хотя я вот на диодных прожекторах, имеющих короткий огрызок провода, выходящий из корпуса и не достающий до монтажной коробки, обкатал технологию с солидолом. Провод соединял обычной колодкой, затем густо обмазывал солидолом и обматывал сверху изолентой. И это соединение висело на улице больше года. И результат отличный. Местами изолента на солнце задубела и начала расходиться, а вот солидол в полном порядке. Покрылся плёнкой, дождями не смывается, по жаре не стекает. Соединение под ним в идеальном состоянии, ещё и разбирается без проблем. Отвёртку сунул и откручивай. Это не силиконовый герметик, который предварительно придётся долго и печально отковыривать. А тут провод снял, другой подключил, сверху опять солидолом мазнул и порядок. Вот на технике, если промазать места подвода проводов, а также всякие щели, может прокатить.
Про провода ПГВА - так они омедненные, и как бы видно, что медь, а алюминий только если поскоблить виден.
В основном нормальные ПГВА провода в тракторе работают, пока изоляция не растрескается, потому как довольно сильное воздействие масла и солярки, а контакты - в гражданской технике стоят соединительные клеммные колодочки с винтиками М5, с зубчатыми шайбочками. постепенно ржавеют и сгнивают, но не сразу. Там есть много мест и элементов которые гораздо быстрей выходят из строя.
На серьезной гусеничной технике всё немного лучше, в основном там провод БПВЛЭ, он довольно долго может противостоять маслу, нагреву, механическому воздействию. Я кажется уже раньше писал, что поражает: на колёсной военной технике внешне провод почти такой же, но он типа того же пгва или пва только в экране. Соответственно, в случае нагрева экран быстро проплавляет пластик и замыкает - всё, приехали.
А на старинной бронетехнике эти провода были в изоляции из резины в лакированном кембрике и в экране, да еще экран был не только из луженых медных жил, но и вперемешку со стальными, что здорово упрочняло провода. Иногда при реставрации приходится оставлять старые провода, а иногда приходится менять на современные, так как резина от времени просто рассыпается серым порошком, но если провод не трогается, то внутри кембрика некуда ему высыпаться, можно оставить и так.
А по проводу странно. Куда там скоблить, тем более в магазине? Обычно же изучается срез провода, а там будет чётко видно, какие жилы и из чего. И что за странные разъёмы с винтами? Сколько мне попадалось, обычные клеммные колодки, как правило, весьма нестойкие к агрессивным условиям (либо изначально стойкость задумывалась, но всякие защиты и уплотнения сами оказывались нестойкими).
С военной техникой сталкиваться не доводилось, а вот провода с резиновой изоляцией в 90-е попадались. Уже не помню откуда, но довольно много их досталось, приходилось применять, хотя они мне очень не нравились. Их было очень сложно зачистить, так как похоже, жилу просто макали в жидкую основу, которая пропитывала все неровности. Такую изоляцию невозможно было надрезать и стянуть, как на современных проводах. Нужно было срезать по всей зачищаемой поверхности, а потом ещё и зашкрябывать сам провод, так как на нём оставалось много ошмётков резины. Сама резина довольно неплохо горела, а на солнце норовила трескаться и обсыпаться. В общем, не впечатлило. Хотя в гараже до сих пор есть одна или две линии из того провода. Как летом там буду, надо их заменить, заодно и провод отфоткаю. Но если это именно с военной техники, довольно сомнительная у него надёжность. Так как там даже надёжно зачистить место соединения было не так-то просто. Тем более в полевых условиях. А плохо зачищенный норовил греться в скрутке. То есть после быстрого ремонта можно вообще загореться с таким проводом.
По военным резиновым - это только в древней времен войны. А с годов так 60-х уже в пвх и еще в сшитом полиэтилене
про странные разъёмы с винтами ничего не понял, о чем вы?