Ночью я понял, что затея с гамаком относилась к разряду неоправданных авантюр, так как температура на улице колебалась около нуля, дул достаточно сильный ветер с воды, а спальник, вместе с теплой женой сползал куда то к центру гамака. В результате, моя голая спина лежала и мерзла на гамачной ткани. Продубел я знатно. Но ранний подъем был обусловлен не этим, а будильником, поднявшим меня и спасшим от холодной смерти.
На улице стоял густейший туман, все спали, моросил дождик и еще не рассвело. Дальше был акробатический этюд "вылезание из спальника в горку, без опоры", который плавно перетек в серию кульбитов "стягивание трубы антимоскитной сетки", край которой не желал проходить точку провисания пятой точки. В заключении был сольный номер "переваливание через край гамака". Номер этот завершился чрезвычайно бодрящим вставанием голых пяток на сырую, холодную траву, а потом надевание холоднющих штанов и холоднющей куртки. Открыл машину, поставил в кружке греться вечерний чай и пошел трусить палатку с Сережей и Наташей Большой. В жертвы мне был намечен Сережа. После того, как признаки жизни, подаваемые из палатки, перестали прерываться похрапыванием и посапыванием, а доносящееся бурчание стало членораздельным, я пошел издеваться над Наташей Маленькой, вытряхивая ее из гамака. Спустя пять минут утренний туман надежно скрывал от соседей картину, в виде трех помятых, заспанных фигур, впопыхах жующих печенье и халву, около ревущей горелки.
читать дальше
Еще через 10 минут мы уже сидели в Светике, обложенные спиннингами и прыгали по кочкам, по направлению к Белому Новому мостику. УАЗ вообще не замечал большинства кочек. Подвеску, к моему удивлению, не пробивало до отбойников даже на 40 километрах в час, а скрип, лязг и рев не превышали обычного УАЗовского уровня.
По приезду на место нас ждало разочарование: с трех сторон от мостика уже сидели другие рыбаки. Оставалось пройти через лес по левому берегу ручья и встать со стороны зеркала Суистамонъярви.
Но тут было тоже плохо: глубина максимум в 20-30 см и обилие травы.
Оборвавшись пару-тройку раз мы плюнули и начали собираться домой. Выглянувшее солнце начало пробивать толщу тумана.
Покидав шмотки в машину, мы поехали другой дорогой: не через Суистамо, а через форелевое хозяйство, по старой финской дороге. Серёжа сильно торопился, ибо к 10 утра ожидалось пробуждение Наташи Большой, которая с утра итак периодически пыталась откусить мужу голову, а в этот раз онаещё и пробуждалась с больным горлом. Но это ещё не повод ехать хорошо знакомой дорогой, не попытавшись засадить УАЗик. Дорога грунтовая, мокрая, с большими лужами и узко стоящими деревьями. Миновали хозяйство, спустились в лощину, переехали гнилой мостик через глубокий овраг с бурным потоком северного рукава Улмосенйоки и я тормознул Сергея. Съехать с дороги не представлялось возможным, а потому мы встали прямо на узенькой дорожке, перегородив ее полностью. По 2007 году я помнил, что где то слева от этого места, в кустах, находятся руины усадьбы. Тогда мы сначала увидели в кустах столбы ворот, обильно переплетённые двунитевой колючей проволокой, а потом нашли остальные строения. В прошлом году мы проехали руины мимо из-за густых зарослей. Что меня насторожило, так это стук, грохот и голоса со стороны Янисъярви. Мы прошли сквозь кусты и заросли травы и вышли к каменному цокольному этажу бывшего величественного дома. Площадь точно определить не получается из-за разрушенности и зарослей травы, но это точно больше, чем 20х20.
Побродили, я нашел памятный мне бетонный резервуар с торчащей из стенки свинцовой трубой.
Камни сложены сухой кладкой, без применения раствора. Из верхней части стены торчат металлические штыри, на которых крепился деревянный сруб. Рядом несколько бетонных оснований, а дальше вглубь леса есть несколько полуобрушенных цельнокаменых домов.
На выходе я сфотографировал Сергея на фоне стены, чтобы показать масштаб постройки и размер каменных блоков.
Попробовали пройти слева к устью ручья и остаткам плотины, но издалека увидели рабочих, возводящих какую то турбазу. Значит потеряно и будет загажено еще одно красивое место. К другим постройкам так же не пошли, а поторопились в лагерь к спящей Большой Наташе. Но до выезда мы подошли к только что перееханному нами мостику. Сергей заметно позеленел, когда понял, что мы проехали и не провалились: мост за год не просто обветшал, он преодолел критическую точку гниения и в нем зияли дыры, бревна рассыпались трухой, и проехавшая машина, оставила заметные следы на древесине. Прыгать и проверять прочность моста собой мы не решились, так как до воды было метров 5, из воды торчали острые камни, а мои знания по травматологии весьма ограничены. Спасло нас то, что мост этот мы преодолели на хорошей скорости. Дальше Сергей не стал изменять своей манере вождения и гнал на 40-50 километрах в час. Нас сильно швыряло по глубокой колее, машина ныряла на скорости в обширные и глубокие лужи. После первой лужи Сергей сказал, что Наташа его убьёт за то, что он испачкал машину, но так как терять было уже нечего, то он вдавил педаль ещё глубже. Я на передне м седении держался одной рукой за торпеду, другой за штурманскую ручку, Наташа же на заднем сидении летала как мячик.
Дорога то погружалась в заросли кустарника, то на ней появлялись свежие лесовозные колеи. Уже на подъезде к стоянке мы словили неплохую канавку, точнее провалившийся мостик, через ручей, сантиметров 50 шириной. Но всё обошлось. На базу мы прибыли как раз к пробуждению Наташи Большой. В процессе завтрака состоялся военный совет, в ходе которого был выработан план захвата, заключавшийся в захвате водопадов "Белые мосты", а после и водопада на Андронином озере. При обсуждении маршрута были приняты во внимание негативные результаты щебнепроходности моей машины и было принято решение ехать не по кратчайшей дороге через Леппясюрью, а по дороге, предполагавшей наименьшее количество грунтов и хорошо мне знакомой по летнему велопоходу. К тому же, в районе Леппясюрьи была неизвесна ситуация с целостностью мостов, но информация приходила самая противоречивая. Уложились мы достаточно быстро, но перед отъездом пошли прогуляться по берегу. Камни покрыты ковром мха с кустами брусники
По самому краю скалистого мыса растёт вереск
В этом году на Янисъярви чрезвычайно мало воды. Сантиметров 30 не хатает. Прошлые годы я мыл посуду и набирал воду, стоя на слоистом камне, торчащем из воды. Теперь этот камень оказался глубоко на берегу. Вот и объяснился переизбыток отдыхающих на этой стоянке: Низкая вода, следовательно вода ушла и их прибрежных низин и стоянка стала легко доступной даже для паркетников.
Попрощались с соседями и выехали в сторону деревни Суистамо. Прошедший ночью небольшой дождик чуть сгладил и размягчил гребенку на дороге, а потому наша скорость до самой деревни почти не опускалась ниже 30 километров в час. Возле церкви устроили маленький привал.
Я пошёл изучать постройку. Внутрь не попал, так как церковь, судя по всему, работает очень эпизодически. Часть из дверей вообще не открывается.
Активной реставрации так же не замечено. Ради интереса дотянулся до окна объективом и щёлкнул кадр сквозь стекло.
Поехали обратно через Белый мостик. В целом, дорога была уже знакома, а потому, преодолели ее мы уже гораздо быстрее. Выехали на трассу Петрозаводск-Сортавала. Повернули в сторону Петрозаводска и отмахали что то около 15-20 км до развилки в деревне Леппясилта (Ольховый мост). Свернули налево и поползли по грейдеру. В этом году в Карелии взялись за активный ремонт дорог. Лучше бы не брались, чеснслово! Лучше бы так попилили деньги и оставили дороги проезжабельными. Суть ремонта: берём щебень покрупнее и посыпаем им вполне приличный и ровный участок дороги. С кулак будет самое то! Местами, правда, размер где то с пинпонговый мячик, но и это уже хорошо! Ни в коем случае не прикатываем! Ни в коем случае, щебень не должен образовывать сплошного покрытия! он обязан кататься булыжниками по приличной дороге! Обычная современная машина не способна развить по такой дороге скорость выше 10-15 км\час.УАЗка чувствовала себя королевой, но УАЗ - это не самая распространённая марка в России. Есть индивидуумы, действующие под девизом "Выше скорость-меньше кочек", но их ошмётками завалено половина дороги. В Карелии достаточно большую часть дорожного покрытия составляют обломки срезанных шпилек, сорванные болты, обломки пружин, а канавы изящно декорированы гнутыми стойками и жигулёвскими полуосями со стандартно развалившимся подшипником. При чём кроссоверы не имеют каких либо преимуществ по сравнению с моим переднеприводным городским бегемотом: все ползли друг за другом, и ни кто разогнаться не мог. Вскоре, свернули в сторону озера Руокоярви. В этом месте дорожка вполне приличный мелкощебёночный грейдер, изобилующий, разве что, только излишни наклонными виражами на поворотах. Сразу после самого Руокоярви дорога портится и начинаются глубокие колдобины, сменяющие друг друга. Выше первой передачи даже и не включишь. Ползёшь себе на сцеплении и тормозе. Следующий манёвр - поворот налево, по указателю "Белые мосты". Дорога ещё портится. Появляются обширные лужи, торчащие из дороги брёвна, колеи и большие горки, усеянные валунами. Летом, во время посещения водопадов в составе велогруппы, я радовался на ровную дорогу, посыпанную мягким песочком, но оказалось, что ремонт был чисто бутафорским: дорогу именно что просто засыпали песком, без восстановления бревенчатых гатей в топких местах, без дренирования, без камней и прочих прелестей. Под дорогой проложили пару стальных труб, диаметром около 200 мм, которые, разумеется, не справились с первым же хорошим дождём. По краям трубы вымыты по две глубоких канавы, сама же труба затянута песком. Определённый толк от ремонта всё же есть: мы подъехали почти к самим водопадам, в то время, когда до ремонта мы бы топали последние 4 км пешком.
Фотофакт: Наши машины на стоянке Белых Мостов.
Минусов гораздо больше: ТОЛПЫ туристов!! Загадили и замусорили всё. Лавки сломаны. Скоро на камнях, чует моё сердце, появятся надписи "Тут был Вася".
Чуть выше водопада, ранее, лежало чуть обтёсанное бревно, по которому можно было пройти над потоком на другой берег. Теперь это бревно заменили красивым белым мостом. Не каменным конечно, а деревянным, но всё равно красиво.
Вряд ли мост переживёт весенний паводок, но посмотрим.. Мост находится чуть ниже по течению, чем обломки старого моста. Видно основание дороги, выложенное из отдельных подогнаных камней, поверх скальной плиты
Перешли на тот берег. Оказывается, водопад имеет и второй рукав. Я обнаружил, что в скалы вбито несколько кованных крючьев,
а под одним из деревьев обнаружился каменный жёрнов.
Я часто слышу, что в этом месте по краю водопада проходила дорога, пересекая поток по белокаменным мостам, но ни где я не встречал упоминаний о мельнице на реке Кулисмайоки. Водопад исконно называется Юканкоски. Раньше, по правому берегу располагался хутор Юка или Юканконту (Juka или Jukankontu), руины которого до сих пор видны возле парковки. Коски - порог. То есть название примерно переводится как Порог возле хутора Юка. Судя по моим находкам, мельничные колёса располагались на верхней части водопада, и ни как не взаимодействовали с основным падающим потоком. Такая, казалось бы, расточительность становится понятной, когда подходишь ближе к потоку: Мощь водопада такова, что разнесёт любое колесо.К тому же, сила потока очень не постоянна. Это было бы авеликолепное место для постройки ГЭС, если бы ниже водопада не располагалась бы обширная пойма, перегородить плотиной которую, врят ли возможно. Потому, плотина, очевидно, располагалась выше основного потока, но ниже мостов, или же, возможно, мосты и являлись плотиной. Выше основного потока имеются несколько порогов, суммарной высотой метра в 2, чего более чем достаточно для мельницы.
Наличие же дороги и хутора рядом, создавало благоприятные условия для торговли. Поплутав по островку, тропинка вывела нас к руинам второго моста, перекинутого через второй рукав. Отчётливо видно полотно дороги, сложенное из нетёсаного камня и обрывающееся возле уреза воды. В воде же множество камней, несущих следы обработки человеческими руками: где то вбит стальной штырь, где то камень обтёсан, а чуть ниже дороги находится то ли бетоннвый то ли каменный жёлоб, из которого торчит стальной чётырёхгранный штырь, с гайкой на конце
Я пытаюсь собрать информацию относительно мостов, дороги и хутора, но пока что пусто. Мне известно, что название Белые Мосты закрепилось за местом где то в 70-е годы. Получается, что мосты в то время ещё наличествовали?? В общем целое поле для исследований!
Спускаться вниз к подножию водопада мы не рискнули, хотя проторенная тропинка и вела вниз между камней по почти отвесному склону, а потому мы сфотографировались на обрыве и собирались уже было двинуть в обратный путь, когда я обнаружил хорошо сохранившееся полотно дороги, прямо рядом с тропинкой по которой мы пришли. На фото жена-штурман, которую я загнал на скалу, возле второго потока.
Стоять на скале над обрывом очень страшно, потому как страх высоты это половина дела, вторую же половину составляет ощущение мощи потока воды. Глубина ниже чем по колено, но скорость и сила, перекатывающая мелкие камни...
Вернулись назад по мостику и решили по традиции подойти к краю основного водопада. Подошли, пока фотографировались, жена начала толкать меня локтем, пытаясь что то показать. Оказалось, она обнаружила, что на самом виду в потоке воды лежит осколок ещё одного жёрнова. На этот раз диаметр маленький, жёрнов наоборот очень толстый и выполнен из красного гранита. Оказывается, я трижды не замечал его и не догадывался о наличии мельницы в этом месте!
Запечатлел экипаж Святополка Светика, фотографировавших чудо природы на мобильные телефоны. Ребята не взяли с собой фотоаппаратов, надеясь обойтись мобильной фотографией, но потом не раз раскаивались.
Спустились вниз. Подошли к подножию потока. Я всё мечтаю, хоть раз оказаться здесь по тёплой погоде и искупаться прямо под водопадом, но пока что то не везёт(. Ваш покорный слуга(по совместительству идеолог поездки и бегемотоводилец) со штурманом(по совместительству женой)
Выбираемся наверх, перекусываем около машин и принимаем тяжёлое решение: Не ехать на Андронино озеро, ввиду плохого качества дороги и необходимости добраться до Петрозаводска в этот день. Недалеко от водопадов, дорога проходит по краю глубокого обрыва. В этом месте дорогу пересекает небольшой ручеек, падающий с почти вертикальной скалы справа. В этом то "волшебном" месте мне и посчастливилось разъезжаться с вумя встречными машинами. Обратный путь прошёл так же без потерь. Я опять же берусь утверждать, что проходимость машины на 70% зависит от водителя. Если переть напролом, то никакой кроссовер или внедорожник не спасет. Единственное что, застрянут они чуть позже на чуть большей колдобине, чем легковушка, но застрянут. Но и на легковушке можно забираться в солидные буераки и не оставаться там,если не торопиться. Короче, выехали мы без потерь, черпаний порогами или днищами и отрываний бамперов, хотя знакомый по работе, за неделю до нас погнул на этой дороге порог своего дастера..
Выехали на трассу и хотели доехать до Питкяранты, с целью посмотреть танк, установленный на постаменте, пересекли А121 и под ЖД мостом уперлись в такой танкодром, что в некоторые яямы моя машина поместилась бы целиком, а от Светика наружу торчала бы антенна. Посовещавшись по рации, мы выработали закономерное и традиционное решение "Намааатываем!" и форсировали преграду. До Питкяранты было обещано 45 километров. Поднялись из ложбинки под мостом наверх и обнаружили, что ямы не только не прекратились, а усилились и продолжились на грунтовой дороге, уходящей вдаль. Так же нам на встречу пёрли грузовики с щебнем, что обещало дорогу не только дальнюю, но и очень пыльную. Прикинув время, необходимое на преодоление 45 километров по грунту, умножив его на два, мы решили "разматывать" обратно на трассу, ибо был уже шестой час. Выехали на трассу и понеслись. До петрозаводска было обозначено 200 километров и навигатор прогнозировал доезд до места за 4 часа, то есть часам к 9 вечера. Трасса великолепная, ровная, гладкая, без извилин, дрыжков, колдобин, перепадов высот, аж мерзко и скучно. Очень не люблю ездить по скоростным трассам - они скучные, на них время тянется очень долго и постоянно жутко хочется спать.
А ещё они обходят стороной населенные пункты и все интересное и оттого становятся ещё отвратительней. Мы проехали мимо съезд на Сюскюярви, где молжно полюбоваться на остатки оборонительных сооружение, руины деревни, зайти в брошеные дома и побродить меж гранитных надолб, решив, что заедем на обратном пути, если подвернётся возможность, ибо время... Движение по трассе весьма оживлённое, много туристов, много лесовозов и самосвалов.
Местами возникали пробки, обусловленные строительством мостов на новой трассе. Местами была готова лишь одна полоса. При прокладке дороги срывают холмы, взрывают скалы, делая дорогу идеально ровной.
Очень понравилась технология укладки асфальта: Под асфальт выкладывалось основание из плоских каменных плит, на подобии паззла.
Где то в районе Крошнозера я начал тихо звереть от голода, и мы решили попытать счастья в поисках кафехи. Остановились на боковом грунтовом съезде и я пошёл искать справочное бюро в виде местных жителей. Не нашёл, за то сфотографировали очень интересный дом древней постройки. Обращает на себя внимание высокий подклет и явно расширенные окна.
Ближе к Пряже меня начало здорово клонить в сон, а в горле появилось поганое ощущение сухости и жжения. я начал конкретно заболевать. Вот вам и ночка в гамаке. Было принято решение: вставать на заправке отдыхать , перекусывать и обзванивать гостиницы. В Пряже мы нагнали сумерки. Когда вставали на заправку было ещё достаточно светло. Заказали себе перекус. Когда ходил мыть руки, столкнулся с громадной площадью туалета и наличием зеркальной стены над раковинами. Не смог удержаться и не сделать селфи в туалете. Это первое и единственное моё фото подобного плана.
Над раковиной висел бесподобный агитплакат, в духе "Чище руки - твёрже кал"
Мы засиделись где то минут на 40, ибо я приходил в себя, прожигая саднящее горло стаканчиками кипяточного чая. Попутно пытались достучаться до гостиниц. Я планировал остановиться в гостинице "Онего" Позвонили, нам подтвердили наличие мест, хорошую цену, попросили забронировать номер и внести предоплату через букинг. Мы решили попытаться обзвонить ещё парочку гостиниц на предмет более вкусной цены. Онежский Замок попросил денег, будто мы бронируем номер на МКС, ещё пара гостиниц была без номеров. Решили останавливаться в Онего. Позвонил, договорился, что подъедем, девушка напомнила про предоплату, и тут я задал ключевой вопрос про точный адрес. Девушка замялась, попросила перезвонить. Перезвонили и девушка сообщила, что гостиница располагалась на дебаркадере на Онежской набережной. Дебаркадер демонтировали и теперь втюхивают номера на турбазе Деревянница в 20 км от города, но по тем же ценам, что и в самом городе, причём пытаясь слупить предоплату. Честно, я уставший и заболевающий на них серьезно обиделся. Наташа Большая нашла апортаменты за две с небольшим тысячи недалеко от центра Петрозаводска. На въезде город я столкнулся с отсутствием в городе хороших дорог. На въезде в город было темно, были круговые развязки и не было указателей. Поплутали в темноте по развязкам, ребята наконец то утолили топливный голод C Горем пополам доехали до адреса. Слева от улицы располагались два полузаброшенных двухэтажных барака. На улице было хоть глаз коли - фонарей нет. Нам нужен был дом 10 по Комунальной улице. Я вспомнил хостел в Рязани, расположенном рушащемся бараке и под ложечкой тоскливо защемило от вида этих руин. Созвонились с владельцем. Оказалось, что нам нужно строго через дорогу. Гостеприимно распахнулись ворота и нас впустили на бетонированную парковочную площадку во дворе дома. Нам провели краткую экскурсию по правилам проживания и нас оставили одних. К нашим услугам оказались: Кухня, телевизор, душ, внизу двуспальная кровать, вверху две односпальные, но можно сдвинуть, очень чисто. На кухне, внезапно, обнаружился даже сейф!!!. Быстро посетив душ и выпив литровую кружку горяченного и крепчайшего чая мы отправились спать, а я ещё и выздоравливать.
@темы: Туризм, Жзнь на колесах, Верхом на Бегемоте, Беломорский пикник (По России на Ситроене), Интересности, Путешествия, Путевые заметки
С чего вы ночевали в гамаке?
А так все очень здорово и интересно
Кратко: я посмотрел на эти гамаке на фолксаммерфесте и загорелся! Двухместный гамак массой в 500 грамм, и пакуется в крохотный банал-чехол, но... он на двух человек с РАВНОЙ массой и равным ростом и на тёплое время.
всё читаю, просто не выражаюсь)кстати ФсФ-16 обьявили, только место пока неизвестно
Кстати, у меня явно нет части фотографий с этого дня, особенно с той его части, где вы утром ездили на рыбалку и возвращались по старой финской дороге
Кстати, у меня явно нет части фотографий с этого дня, особенно с той его части, где вы утром ездили на рыбалку и возвращались по старой финской дороге
Кстати, у меня явно нет части фотографий с этого дня, особенно с той его части, где вы утром ездили на рыбалку и возвращались по старой финской дороге