Очередное утро, очередной выезд в дорогу.
Тронулись поздно,около 11 часов, выколупались на трассу и потарахтели на юг, в сторону дома, планируя заехать на Медвежьегорский укрепрайон. Отъезжаем от Пушного километров 50-70 и УАЗ, внезапно, глохнет. Прямо как в Петрозаводске годом ранее - поняяяятно - топливный насос. Скатываюсь по инерции на обочину и начинаю танцы с бубном, суть коих, сводится к исключению иных неисправностей. После этого включаю зажигание и слушаю урчащий под пузом машины насос. Странно! в тот раз насос даже урчал. Сдергиваю трубку, идущую на ТНВД и прошу включить зажигание. Насос жужжит, а топливо еееееле еле сочится из трубочки в бутылку. Дело дрянь! Запасного насоса у меня нет. Лезу под пузо и снимаю проклятую банку, завернутую в мужские носки - он не подходил по толщине к крепежному хомуту и пришлось колхозить прокладку из того, что было.
Дима принес мультиметр, который показал, что насос еще жив, но до смерти ему чуть чуть. Решили
резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита разбирать и пытаться отремонтировать. В отличии от Бошевского, у этого не было пафосно завальцованного края, а стояло стопорное кольцо, которое мы и сняли. За ним нас ждала бурая каша. Аккуратно выкинули ее на асфальт, промыли насос слитой ранее соляркой и стали собирать. А вот не тут то было - стопорное кольцо стояло очень плотно к пластиковому донышку и вставить его получалось только лишь с небольшим перекосом, при этом стопорное кольцо не лезло. Провозились минут 40, но сделали. Внимательно изучил кашу и обнаружил, что состоит она из мелкого крошева ржавчины. До этого бак мы выпивали почти под ноль, а значит причину искать нужно в одной из последних заправок: Роснефть в Мончегорске или из канистры. Канистры алюминиевые и не ржавеют, значит остается Мончегорск. Вылез из машины, чуть ополоснулся водой из бутылки и начал мучать машину. Сейчас я уже знаю про правильный алгоритм с ослаблением гаек на форсунках и с возможностью покрутить двигатель за гайку шкива коленвала головкой на 32. А тогда я сел за руль и начал маслать стартером. Но аккумулятор, и без того не свежий, а еще и не оправившийся от ночного 35 километрового марафона с фарами, но почти без зарядки, через два десятка оборотов сдох.. Пришлось прибегнуть к мощи нивоштурмана Димы, который от природы отличается невысоким ростом, но коренаст, мощен, рыж и мускулист. Снимай я фентези, Дима по праву занял бы место главного гнома - и рыжий, и замечательный ремесленник и техник, знаток кучи баек и генератор шуток - прямо представляю его в таверне, в кругу друзей, со смехом и удалым весельем отмечающего сбытую партию боевых топоров с инкрустированными рукоятками!
Жаль, что в жизни он так и не соглашается отпустить бороду и отрастить волосы!
читать дальшеВ общем, этот человек-хайджек (как то он приподнимал Матиз за крыло и переставлял его рядом) начинает толкать машину в левый задний угол и машина начинает ехать. Несколько оборотов двигателя, потом дает пинка, отправляя в Диму облачко черного дыма, потом еще и еще, потом начинает работать в два, в три цилиндра, но вот топливо дошло и до последнего. УРА! Сдал задом, накатили прицеп и покатились дальше.
В остальном, больше ничего примечательного не произошло до самого Медвежьегорска. В Медвежьегорске я разорился таки и купил про запас запасной насос, и мы заехали на заливку на вечнопереполненную ТНК, что возле выезда на Повенец. Глотнули кофе и помчались по корявой дороге на Кумсу. Завезли всех на водопад Падун и полетели дальше. На Падуне сделали Антону фотографию "Сфоткай, будто я в Карелии"
![](https://farm1.staticflickr.com/942/41808284780_6f118c3fd9_c.jpg)
Погода резко ухудшилась и нас стал удобрять мразотный дождик. Не то, чтобы он был сильным, но настроение он подгаживал. Мы планировали пройти по старой трассе, на Мурманск, идущей с переменным успехом параллельно современной, до Петрозаводска.
![](https://farm1.staticflickr.com/837/41808283450_185b0f6fbd_c.jpg)
Дорожка была мне памятна чрезвычайной колдобистостью, ввиду отсутствия какого бы то ни было ремонта последние лет 40. Особенно доставляли камни, выдавленные морозом сквозь асфальт на полметра и выше.
Не доезжая до Юстозера, уперлись в разрушенный мост.
r
Сюрприз, прямо скажем, был на троечку, ибо дорога была перегорожена забором с кирпичом, а объезд отсыпан рядом и издалека не просматривался.
![](https://farm1.staticflickr.com/937/28728733917_2261014eb9_c.jpg)
Но ничего, проползли. В само Юстозеро мы не поехали, а помчались левее, по асфальту, который, внезапно, обрел совесть и кой-какое качество. По крайней мере больше не было дырок в дороге и бревен, торчащих из асфальта на 20 см и ожидающих чей-нибудь мост или картер.
В одном месте пришлось экстренно тормозить перед исполинской лужей и машина легко и непринужденно пошла юзом, что, по слухам, мало кому удается. На переправе через какой то безымянный ручей остановились пообедать. Антон достал какой то гламурный, кажется швейцарский, фильтр и предложил нафильтровать воды на чай из болотца. Сказано-сделано и воду мы нафильтровали,но как то подозрительно работал фильтр, ни капли не осветляя болотную воду в то время, как аквофор, который мы обычно возим с собой, существенно менял этот показатель. Плюнули и решили варить чай из запасенной ранее воды. Перекусили и поехали. Целью нашей был Гирвас.
Проезжая деревню Святнаволок, на самом въезде я углядел целый стенд с берестяными корзинками. Решил привезти по подарку своим и Наташиным родителям. Женщина, живущая в доме около которого располагался стенд, долго и с восхищением изучала Наташины кислотные афрокосы и кроме продажи корзиночек рассказала нам много интересного, например, про три усадьбы, располагавшиеся где то на горе и что она еще застала их руины, про то, как в деревню приезжали черные археологи и интересовались тем, где копать\где не копать, про то, что там снимался фильм Деревня Утка с Роланом Быковым в главной роли, про находившийся здесь концлагерь, про стоявший неподалеку рудоплавильный завод, про то, что деревня входила в Мяндусельгскую волость. Трудно сейчас поверить, что такие глухие и полузаброшенный деревни, как Мяндусельга, Лехта и др. некогда, являлись уездными городами!
Вскоре мы въехали в Гирвас, пролетев по мосту возле ГЭС. Доехали до развилки и стали чесать репу на предмет того, где же горный парк. Спросили у местных и они сообщили, что парк мы уже проехали и посоветовали не ездить туда, к тому же там уже закрыто. Вместо этого посоветовали проехать за поселок и свернуть на определенную дорожку, которая выведет в точно такое же место, но бесплатное. Ну а почему бы и нет..
Свернули с дороги в указанном месте на мягкую песчаную дорожку, чертящую желтый след на голубом ковре лишайника. После километрового спуска мы оказались на полянке перед громадной скалой, прорезанной узкой щелью. Щель была явно техногенного происхождения. Края образовывали желоб, уходящий на дно глубокого оврага и сужающийся к низу.
![](https://farm1.staticflickr.com/932/28728726477_ba17887b3b_c.jpg)
Внизу было искусственное русло с разрушающимися бревенчато - бетонными стенками.
![](https://farm1.staticflickr.com/926/29746027008_d96da885d3_c.jpg)
Так же, внизу виднелись руины какого то здания. В верхней части желоб был перегорожен затвором из бетонной плиты, вставленной в пазы на бортиках.
Видимо, некогда, здесь была сплошная скала, удерживающая озеро, но потом пришли строители и взрывчаткой проделали искусственное русло. Я так и не понял, была ли здесь внизу желоба ГЭС или это технологический сброс воды. Если бы просто перелив, тогда зачем, казалось бы, устраивать геморрой с заливкой исполинского желоба?
Рядом с берегом стояла жизнеутверждающая табличка "Опасная зона! Русло сброса плоти".
![](https://farm1.staticflickr.com/837/28728729807_9745548fa3_c.jpg)
Прям представляю себе, как полное озеро оборотней, в полнолуние, внезапно, начинает трансформироваться, сбрасывая плоть по желобу...
Ниже запруды была потрясающая скала, на краю которой не постоял только ленивый.
![](https://farm1.staticflickr.com/932/28728719577_cd705f3317_c.jpg)
Лизу, понятное дело, ни кто сажать не стал и она любовалась пропастью, глубиной метров в 50 с наших рук.
![](https://farm1.staticflickr.com/840/41808273610_371caf03f1_c.jpg)
Ночевать решили в Петрозаводске, что и было приведено в исполнение.
Утро следующего дня:
Проснулись. Кто то глазастый из экипажа углядел, что новячие втулки рессор, поставленные только перед поездкой, приказали долго жить, приобретя по несколько глубоких трещин.
![](https://farm1.staticflickr.com/849/42898677404_5050cfbfcf_c.jpg)
Позавтракали в кафе Акварели и помчались на Суоярви по почти умершей дороге. По дороге наткнулись на разлив битума, с которого нам накидало клякс по всем машинам. от пыли и солнца у меня, почему то, воспалились глаза и я пошел искать альбуцид, дабы устранить безобразие. Альбуцид то я нашел, но нашел и интересный своей хлипкой рычажной подвеской прицеп,напоминающий косиножку:
![](https://farm1.staticflickr.com/920/42898676414_4b7a3f51e3_c.jpg)
Так же, обнаружил, что на половине столбов и заборов висит очень доходчивая агитация против нестерилизованных животных:
![](https://farm1.staticflickr.com/845/43568497492_4813a754d2_c.jpg)
От Суоярви мы тронулись к Питкяранте. Съехав на грунтовку я пустил за руль УАЗа сначала Диму - он остался в полнейшем восторге, к тому же, за рулем ему было не тесно! Севший же после него Саша, по моему, остался крайне недовольным ходовыми качествами УАЗа и уровнем комфорта.
![](https://farm1.staticflickr.com/857/28728713237_4ae9f30afe_c.jpg)
Где то, не доезжая Сюскюярви, на дороге нам попался раскуроченный в тотал Пазик.
www.flickr.com/photos/161706844@N07/42898628254...
Что уж произошло и как его смогли остановить и так раскурочить загадка, но бросать машины без присмотра желание пропало. Автобус просто крушили, даже не пытаясь отодрать что-либо ценное. Ломали чем то тяжелым, на вроде лома, и продолжалось это судя по всему, не один час и не одним человеком. В салоне ситуация не лучше. всё, что только можно было сломать, было сломано. От капота раздавалось шипение и пахло газом. Видимо, повредили газовое оборудование и произошло это совсем недавно.
![](https://farm1.staticflickr.com/918/43616005901_591557cdd5_c.jpg)
Предпочли не задерживаться и тронулись дальше. Около Питкяранты заехали на водопад Нижний Коринойя. Я остался в машине со спящей Лизой, которая тут же проснулась и потребовала взять ее на ручки
![](https://farm1.staticflickr.com/856/41808303720_123665af85_c.jpg)
а потом и вовсе перебралась за руль..
![](https://farm1.staticflickr.com/846/41808251750_9e5119f70e_c.jpg)
Наташа же, в это время, позировала на фоне водопада
![](https://farm1.staticflickr.com/856/42898623904_5dbf05f20a_c.jpg)
Дальше мы деранули искать ночлег, но, как оказалось, все и везде было или занято, или просили деньги, ни коим образом не сочетающиеся с разумностью. С горем пополам нашли охотничью базу Насосная, где то под Лодейным полем. Поехали по старой дороге, идущей по берегу Ладоги. И надо же случиться такому несчастью, что я увидел указатель "Варашев камень" и тропинку в лес. Тропинка через полтора километра кончилась тупиком...
![](https://farm1.staticflickr.com/923/41808246020_498a2337cf_c.jpg)
Все загорелись идеей найти таки подъезд к Ладоге. Дальше скопипащу с Драйва:
В сумерках, 8 августа, проезжая по берегу Ладоги в районе Питкяранты, мы увидели указатель на лесную тропинку, гласивший "Варашев камень"
Ну, собственно и хорошо! Надо торопиться и постараться посмотреть остатки вечернего неба над водой. Но съезд привёл в тупик, так что мы поехали искать другие пути. Выбрали две своротки и рванули каждый по своей — Нива на ближнюю, мы на дальнюю. Нам не повезло и мы упёрлись в наглухо запертые ворота из металлических труб, за которыми где — то в глубине чащи леса лаяли собаки. Для разворота пришлось сбрасывать прицеп. Пока мы с штурманом возились с отцепкой/зацепкой, пришёл сигнал по рации от экипажа нивы, что срочно требуется наша помощь. Что произошло не уточнили, а только срочно требовали нас к себе. Прилетели мы, как угорелые. Увидели припаркованную на склоне, не доезжая берега, ниву и соваться дальше нее благоразумно не стали. С Нивой всё в порядке, слава Богу, хоть их корчевать ни откуда не надо! Но в грязи виден отпечаток тракторной резины. Так, либо застрял трактор и нас пригласили его вытаскивать, либо трактор был, но не справился и друзья нашли нам интересную задачку. В первом случае, друзья мои были неизгладимыми оптимистами, но аккуратистами, так как свою ниву на песок не погнали, дожидаясь УАЗика. Во втором случае, они явно переоценивали возможности УАЗа без блокировок и той самой тракторной резины, пусть и с дизельным мотором.
Дорожка за кустиками переходила в ручеёк, пересекающий песчаный пляж и… упирающийся в митсубиси паджеро, сидящий по самые… точнее лежащий на пузе с задними колесами скрытыми песком и водой…
![](https://farm1.staticflickr.com/836/41808244540_5a1f2d8013_c.jpg)
Хорошая дамба, подумали мы. Трактор, к слову, был, но не справлялся. Точнее, это был не трактор а сельскохозяйственное шасси с дрыглявыми передними колёсиками и слабеньким движком. Тягаться этому большеколёсному мотоблоку с 3500 килограммами сухого веса паджеры было безнадёгой. Владелец машины пытался насыпать дамбу поперёк ручья и отвести воду из него в соседнее болотце.
Судя по размерам терриконов, борьба со стихией была долгой, но безуспешной. У водителя был рывковый трос ПроКомп, но толку от него не было, ввиду скудной мощности двигателя шасси, и малой массы. Трос крепили просто захлестнув его за ось вращения переднего моста, а трактор сдавал задом, так как в противном случае, он встал бы на дыбы. Но законы физики не обманешь и завязший даже не пошевелился.
Было принято решение джечить… Джек у меня был, но у меня не было опыта его применения, кроме как перебортирования колеса с его помощью. У Митсубиси же, не было порогов и бамперов. Но по счастью, у меня силовиков не было тоже, но был лифтмэйт(железка со стропами и крюками, позволяющая зацепить домкрат за диск машины), правда не оригинал, а дешёвая T-MAXовская реплика, которая, правда, не подкачала!
Спасибо Леониду Немодному за ценные видеоуроки на ютубе по применению внедорожного инвентаря — подробный и точный рассказ, без которого, боюсь, мы бы точно не достигли успеха…
Решили пробовать со стороны материка, так как воды там было меньше. Владелец нашёл на берегу грузовой палет и разобрал его на доски. Ещё обломок доски на подкладку под пяточку. Положили доску, начали подъём за диск — хрен там — пятка плавает в жидком песке с водой и джек заваливается вперёд. Решено было отводить воду напрямую в озеро кратчайшим путём — выкопать в в навалах песка, извлечённого ранее, траншею до берега, дабы спустить воду. Песчаная дамба, насыпанная выше по течению, особенно не спасала — чистейший песок без капли ила и глины прекрасно фильтровал сквозь себя воду.
![](https://farm1.staticflickr.com/842/29745980758_83596b868c_c.jpg)
В три лопаты мы быстренько, минут за 12 вырыли траншею и вода пошла в Ладогу. Но не тут то было — песок коварен и траншея постоянно самозапруживалась отмелями из песка, возникающими из ниоткуда. Вода с песком вела себя как не ньютоновская жидкость — она вроде и жидкая, но стоит попробовать протолкнуть ее лопатой, тут же превращается в твёрдую.
Минут за 15 непрерывного копания мы отвоевали у воды сантиметров 15 глубины. Мы по прежнему стояли в воде, но джек плавать перестал. Зацепились за колесо и начали подъём. Песок держал очень прочно — помня технику безопасности и запрет на помещение головы над ручкой, пришлось прибегнуть к помощи штурмана и мы, своими 220 кг на ручку всё таки смогли начать подъём машины.
Первоначальный план с подъёмом и подкладыванием досок проваливался на глазах — мы поднимаем машину на 3 см — жидкий песок тут же заполняет освободившееся место. Заполняет мгновенно, просто притекая ото всюду, но доску засунуть не дает.
Тактика была изменена: По мере подъёма доску стали заколачивать под колесо молотком. Чтобы колесо получило опору всем пятном контакта, потребовалось поднять машину сантиметров на 60. Доски лежат — надо опускать, а джек не хочет опускать — подклинило штифты — ладожский песок прекрасно прилипает к краске и стопорит механизм, плюс, откровенно хлипкие пружинки на штифтах. Пальцы совать туда- дюже не безопасно. Выход был найден в виде того самого молотка. Штурман качал ручку а я командовал процессом, слегка стукая по обойме штифтов. Получалось: "Верх-дзинь-низ-дзинь-верх-дзинь-низ-дзинь". Второе колесо пошло гораздо легче и было вытянуто силами одного штурмана без особого напряга. После вывешивания колёс был выкопан песок из под порогов и части пуза. Но машина явно стояла на колёсах, а не лежала тюленем на грунте.
Разогнав всех на безопасное расстояние, дали команду трактористу, а водителю сказали включив все блокировки, что есть плавно, без рывков, помогать спасителю. И, о чудо, машина выехала на тросе за шасси, оставив после себя глубокий котлован.
![](https://farm1.staticflickr.com/923/29745977988_b303e0b75f_c.jpg)
Всем спасибо! Все свободны!
Нас поблагодарили, звали на чай к палатке, но мы торопились и ограничились пожеланиями хорошей дороги… Погрузили спасательный шмурдяк и отправились искать место для ночлега…
Варашев камень мы не увидели, но хорошо развлеклись!
Дальнейший путь сквозт сумерки я помню плохо, особенно кусок от Олонца - Антон будил меня, я будил Антона, нас будила Наташа.
Где то в районе Лодейного поля из под колеса выпорхнула птичка и шлепнулась об фару. "Здец", - лаконично сказал кто то из нас.
Приехав на базу я уже не различал ничего во-круг себя, доплелся до койки и упал. Вроде бы дажене раздевшись, хотя проснулся я в постеле, и даже помытый. Наташа помыть меня не могла, а значит, я сам вечером на автомате сходил в душ и вымылся.
Про последний день путешествия рассказывать нечего, ибо мы тупо ехали... Проехали за день 855 километров на УАЗе с прицепом, с ребенком в салоне, по кошмарной жаре, собрав все пробки и ремонты на Ленинградке. До дачи добрались, опять же, где то к половине третьего ночи и я отключился....