в Питере мы проснулись около 06:30. Устроили романтический перекус тет-а-тет, стараясь потише хрустеть пакетиками, чтобы не будить ребят. Уложили вещи, вызвали такси и поехали обратно в Шушары. Таксист оказался слабослышащим, со слуховым аппаратом, очень интеллигентным и одетым в наглаженную рубашку: спасибо Таксовичкоффу за сервис. По дороге, как всегда говорили с таксистом о машинах, путешествиях и перспективах того, что я доеду на своем каблуке до моря. Таксист высадил нас около стоянки, дождался нашего выезда с территории - ему было интересно на чем мы собрались покорять бездорожье Карелии. Мы же упаковали вещи, выехали со стоянки и поехали искать парковку в соседний двор к Цепной. Парковочные места были, да вот добраться до них было делом сложным: на дворе стояло первое сентября и движение в спальном районе было полностью парализовано школьницами-первоклашками с белыми бантами больше головы, старшекласницами, неспешно плетущимися к школе, щеголяя стройными ногами из под коротких платьев и непонятной орды родителей(какую из категорий учащихся сопровождали те, остается загадкой). На въезде во двор я провел около 10 минут в безуспешных попытках тронуться вперед. Потом мне надоело и я начал потихоньку продавливать дорогу в идущей на встречу толпе. С черепашьей скоростью продвигаешься на 10 см вперед, останавливаешься и ждешь, когда перед тобой опять появится почтительные пол метра для следующего проползания. Во дворе же оказалось подозрительно пусто: сложилось впечатление, что вся эта школьная орда материализовалась из ниоткуда, забивала проезд и за ним снова растворялась. Припарковались и пошли в гости. Помнится Винни Пух, ускоренным голосом Леонова, завещал нам:"Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро". Вот и мы следовали его совету и пришли к 08:00. Перед подъездом нам встретился еще один сгусток школьников и их родителей, которые странно покосились на вклинившегося в их толпу толстого волосатого мужика, одетого в куртку, заправленную в штаны, цвета хаки, все это в куче накладных карманов и, наконец, с объемистым подсумком-планшеткой на правом боку. Глеб напоил нас чаем, выслушал мою болтовню про уже прошедший отрезок маршрута и поинтересовался:"Не нажидрил ли я горшочка золота в радуге". Просидели мы около часа, а потом мы полетели искать авторынок на другой стороне Московского шоссе. По плутали изрядно. Адрес мастерской по продаже раций звучал примерно так:Шушары, улица Ленина, дом 3. Улица Ленина оказалась подобием Сигнального проезда в Москве, то есть громадная промзона с хаотичной нумерацией домов. Доверились Яндексу, приехали к какому то забору, за которым красовалась вывеска про ремонт рефрижираторов и с шлакбаумом. Дорожка очень узкая, обочин нет. Развернулся и припарковался в крошечном нанокармашке возле лежащей покрышки.
читать дальшеКогда я покинул уютное чрево просторного Бегемота, и обошел машину сзади, то понял, что не такой уж Бегемот и просторный: у кого то вон и покрышки и те просторнее. Это еще одно подтверждение святой истины про :"Все познается в сравнении". Я очень живо представил себе все прелести замены такого вот колесика на новое, а потом закатывание запаски на место. Или вот еще идиллическая картина: стоит мой серо-голубой бегемотик, а на крыше у него такая вот покрышечка, свешивающаяся с каждого края. Или еще представил Берлингу для перевозки таких колесиков. Раз уж все равно крыша пластиковая, то ее можно сковырнуть и сделать этакие "тостер" для перевозки колеса.. ну или на манер плитовозки. А что, замечательно смотрелся бы на дороге ярко-рыжий ситроен берлинго, с стояшей вертикально громадной покрышкой, втиснутой в прорезь крыши и с надписью "мобильный шиномонтаж" на борту. Но это только при условии, что колесико будет весить меньше 400 кг. Все! Хватит изобретать камасутру про машину и покрышку. Хотя нет, я еще забыл про шиномонтаж развить: представьте себе процесс натягивания такого колесика на диск, и еще и камеру ломами не пробить! А камера, наверное, как обычная покрышка по толщине.. Или у них безкамерка? И, наверное, литые диски...
Многословность не затмит суровой правды: антенн у них нет. Оказалось, что нужный адрес расположен ранее по улице и мы его уже проскочили. Вернулись. На часах 9:45. А там закрыто. При том, вечером мы созванивались из дороги и мастер сказал что будет как штык, иначе быть ему кукурузой! Перезваниваем. Трубку берет женщина и говорит, что он приедет не раньше 11, но дальше по улице есть еще одна точка, но там нет установщика. Поехали. Оказалось, что это какой то рынок, организованный на территории бывшей автобазы, въезд туда платный, а вдоль обочины аккуратно разложены бетонные блоки, чтоб не смели за бесплатно парковаться. Отдал полтинник, заехал , запарковался. Антенны тут стоили дороже чем в Москве. Купил врезную антенну и адаптер, позволявший крепить ее на край не важно чего и штекер. Но в кронштейне не было винтиков. В целой промзоне с десятками магазинов не нашлось ни одного, где продавали бы метизы менее болтов М8. Созвонились с ребятами. Они уже стояли на парковке магазина и уже устанавливали себе новый бачок омывателя. Подъехали, припарковались рядом, совершили еще один отчаянно-бесполезный набег на магазин в поисках винтов. Общими усилиями откорректировали брызгалки омывателя на Светике и выехали.
Оказалось, что на Патрике установлен бачок омывателя от восьмерки, а мы как дураки до этого бегали по ГАЗовским магазинам.
КАД был скучен.
Точнее, когда я только выехал на него, я решил, что мы не спеша поползем по правой полосе с неспешными 80 км/ч, так как дорога мне не знакомая, о питерских водителях я того же мнения, что и о московских хрустиках и рисковать не хотел. но километра через три правая полоса взяла и исчезла....а потом снова появилась, а потом снова исчезла.. а потом передо мной возникла шишига, ползущая 60 км/ч. Здесь мое терпение закончилось и связавшись по рации с Светиком мы пошли на обгон. Выехали во вторую полосу, едущую стабильно 100-110 км/ч. Обогнали 66-го, а за ним нарисовался камаз с песком, обогнали его, потом телепаюшуюся легковушку, потом еще кого то... в результате так и остались во втором. Мой бегемот обычно кушает около 7,2 литра на сотню. Это при 90 км/час. Если разогнать его до 100, то он уже желает 9 литров, а на 110 - 11. Но, учитывая загрузку машины(25 кг одного топлива в багажнике, вода и многое другое) по трассе мы потребляли 8.1 литра при 90, а при 110 бегемот начинал просто купаться в 95-м бензине, весело брызгаться, фырчать и взбрыкивать копытцами: расход приблизился к почти УАЗовским 13 литрам, но, как говориться, взялся за гуж... Вскоре мы проехали под "Дохлой змеей": так точно описали мне платную дорогу ЗСКД, через которую яндекс вводит в Питер всех водителей, не зависимо от того, откуда и куда едешь! Мы порассуждали по рации о том, чей больной мозг придумал оформить дорогу в виде длинной ленты с торчащими через равные промежутки "ребрами"- полукольцами, на которых закреплены фонари.
Кстати говоря, яндекс красил всю платную дорогу в обе стороны в темно-вишневый цвет, а разговорчики на карте образовывали орнамент как на советской простыне. Вскоре мы выехали на дамбу, перегораживающую Финский залив. Красот особых я не увидел, так как дорога с двух сторон обнесена довольно высокими заборами, перегораживающими весь вид. Да и дорога оставляла желать... ровный асфальт, прямая, но узковатая для имевшегося трафика. Я напряженно всматривался в дорогу, слушая восхищения штурмана о красотах и корабликах, чудесных пейзажах и фортах, вырастающих из воды. Проехали "Чумной форт" Император Алексадр Первый.
Кажется, с 1899 года и вплоть до революции он пробыл закрытой лабораторией в которой производились исследование чумы и создавалась вакцина. Построили его в 50-х годах 19-го века. При постройке использовался кирпич особой прочности, который позже был облицован гранитными блоками. Округлая форма, по идеи создателей, должна была повышать вероятность рикошета круглых ядер. Вы спросите:"почему не сделать форт круглым?" И будете совершенно правы! Во-первых, от круглого форта всё лучше рикошетит, Во вторых.... а ладно.. не будем углубляться в преимущества, расскажу про недостатки. Круглый форт, благодаря своей форме имеет одинаковое количество бойниц, простреливающих каждый сектор. Учитывая, что сектор обстрела одного орудия, установленного в бойнице форта, весьма скромен, то получается, что подошедший близко корабль, с высокой долей вероятности, мог попасть в мёртвую зону орудия или же вести дуэль лишь с несколькими пушками, потому как остальные смотрели бы в другие стороны. По этому форты как правило сплющивают с боков, направленных в сторону предполагаемой атаки. Я встречал мнение, что сплюснутая форма обеспечивала возможность производить ракетные залпы из двора форта, но данная версия не терпит никакой критики, так как запущенные из двора ракеты имели бы ничтожный сектор обстрела и двигались бы по очень крутой параболической траектории. И направление стрельбы возможно было бы только вдоль форта в очень узком секторе - а это никому не нужно, учитывая, что вражеские корабли подвижны и сами в сектор обстрела не заплывают! За то в форте были установлены легендарные Трёхпудовые бомбические пушки - мощнейшие на тот момент береговые орудия, стрелявшие разрывными снарядами. Тот факт, что форт потерял свою актуальность, был связан с распространением нарезных орудий, которые имели гораздо большую дальнобойность. Дело в том, что с середины 18 до середины 19 -го века на флоте были очень популярны корронады. Это тонкостенные орудия, стрелявшие на небольшие расстояния. Ввиду малого порохового заряда, снаряд имел низкую начальную скорость, летел недалеко и по параболической траектории. В морских сражениях тех лет этого было достаточно, так как тактика боя предполагала максимальное сближение кораблей и последующую пальбу практически в упор. В этом случае точность и дальность стрельбы отходили на второй план, за то повышалось влияние скорострельности. Карронады были значительно легче пушек, требовали меньший заряд пороха, что значительно повышало скорострельность и мели низкую отдачу. Особенно на скорострельности сказывалось применение вертлюжных станков для карронад малой и средней мощности. Вертлюжный станок представлял из себя вращающуюся опору, в которой крепилась средняя часть ствола(как у крепостных ружей). Задняя же часть, зачастую, удерживалась руками. Во первых, для перезарядки такого орудия его легко можно было развернуть к себе, во вторых, увеличивалась точность стрельбы по быстродвижущимся целям. Малокалиберная бортовая Карронада, кстати, помнится, была показана в фильме Сёгун. Каррнада часто устанавливалась на лафет, лишённый колёс, что опять же уменьшало дальность отката после выстрела и повышала точность стрельбы, за счёт меньшей подвижности орудия в момент выстрела. Стреляли из них, в основном, картечью и книпелями - ядрами, соединёнными между собой цепью или складывающейся металлической перемычкой : Они рвали такелаж атакуемого судна. и да... Они были значительно дешевле полноценных пушек. Задачей форта было противостояние, в основном подобным орудиям. Если в "сферическую эпоху" орудия с разных берегов не могли перекрыть акваторию и приходилось устанавливать и содержать отдельный искусственный остров с фортом, чтобы запереть залив, то теперь проблем с дальнобойностью береговой артиллерии уже не было. Да и круглая форма в "нарезную эпоху" не спасала от губительного взаимодействия с вражескими снарядами. Во времена чумной лаборатории, тут проводились работы на серых китайских крысах "Пасюках", лошадях и верблюдах. Форт был достаточно автономен, имел своё паровое отопление, крематорий, склады провизии и запасы пресной воды. Связь с берегом осуществлялась с помощью собственного парового катера Микроб. За годы функционирования лаборатории было две вспышки чумы, каждая из которых уносила по одной жизни. Дальше показались руины форта Павел первый
Это был крупнейший из фортов Финского залива. Он был построен в середине 19-го века на месте бывшего форта Рисбанк. Часть строений Рисбанка была включена в состав нового форта., что значительно ускорило строительство. Основание форта покоилось на искусственном острове, которое в свою очередь держалось на деревянных сваях и многослойных срубах, которые заполнялись камнями. Зимой, по льду, на место строительства доставлялись материалы, собирали сруб с дном, заполняли его камнями, потом подрубали лёд и топили конструкцию на дне. На этом основании и покоилась каменная кладка форта.
Форт окружили двумя рядами подводных мин: Мины с электрозапалами системя Якоби и мины ударного действия системы Нобеля. В 1854 году была построена ряжевая приграда в сторону Ораниенбаума, которая дополнительно была усилена минами. Мины на тот момент являлись передовым видом оружия обороны. количество артиллерийских орудий на стенах форта достигало 200 единиц. Но с годами, нарезная дальнобойная артиллерия повысила дальность стрельбы в несколько раз и форт Павел первый уже не мог удерживать вражеские корабли на расстоянии, безопасном для Кронштадта. Был построен ряд новых фортов, форт же Павел первый был превращён в артиллерийский склад. Во время гражданской войны, в 1919 году и царившей неразберихи, одна из сторон(кто именно не известно доподлинно) совершила диверсию и организовала подрыв мин, хранившихся в форте. Форт был сильно разрушен, но всё же устоял. В дальнейшем, форт продолжал использоваться как склад боеприпасов. Но всего 4 года спустя произошёл пожар и сдетанировали оставшиеся взрывчатые вещества. в результате с лица земли исчез не только форт, но и большая часть острова. О бывшем величественном строении сейчас нам напоминает только торчащий из воды обломок стены и лестницы внутреннего двора.
Экипаж Светика тоже не отставал, непрерывно шурша в рацию. Через некоторое время, слева показались сооружения, защищающие Питер от нагонной волны.
Представляют они собой громадные стены с громадными же зубами. На сколько я понял, это некие ворота, отсекающие обратный ток воды, но ограничивающие достаточно большую акваторию для того, чтобы принимать воду из реки, и не допуская существенного подъема уровня. Через километров 5 снова начались водопропускные сооружения, а после дорога исчезла. Просто едешь-едешь и дорога делает так "оппааа" и исчезает под водой, точнее землей, точнее дном Кронштадтского фарватера, так же имеющего закрываемые створки ворот Спускаешься в темноте вниз. Склон очень крут и ровен. светильники на потолке отсчитывают метры погружения.
В определенный момент у меня сбиваются гироскопы и начинает казаться, что мы уже не едем по крутому спуску, а падаем вертикально вниз, вдоль стены с лампочками. Тормошу штурмана за колено и прошу срочно посмотреть в окно и сказать мне: едем мы или уже летим. Штурман поднимает глаза, секунд 10 смотрит вниз вперед и говорит, что не знает, но скорее всего мы все же едем под уклон. Я сообразил, что в случае падения, швы в дороге вряд ли так отчаянно пинали бы меня под зад. А тут уже и окончилось падение, и начался короткий выезд наружу. Вскоре и показался наш съезд направо.
У меня сложилось впечатление, что весь город состоит из казарм разной степени разрушености, полузаброшеных домов и шикарных ресторанов. Мы проехали сквозь узкую щель старого крепостного вала, и поехали вдоль осыпающейся стены. В арках стены были сделаны мастерские по ремонту обуви, вдоль стены была устроена парковка, местами стена была сломана, чтобы получился проход.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9/15100141.14/0_a66dd_c971dd6b_XL.jpg)
Вдоль всей стены разложены лежачие полицейские, при чем при изх укладке руководствовались не наличием пешеходных переходов, а принципом чем "больШЭ и чаШШЭ, тем лучШШЭ". Процес езды можно передать словестно:"Первая, газ, вторая-газ, сцепление, тормоз, плюх, первая, газ, вторая, газ, сцепление, тормоз, плюх, первая, газ, вторая, газ, сцепление, тормоз, плюх..." и так до достижения результата(Морского собора) Стена заканчивалась зданием казарм и приземистой башней.
Доехали вдоль казарм до небольшой площади из которой торчала рубка подлодки.
Выглядело это так, будто лодка зашла под площадь через тайные катакомбы, а потом внезапно всплыла, проколов мостовую. Таджики же быстренько убрали кирпичики и все делают вид, что это памятник.
Яндекс сказал :"Поверните на право". Я послушно и повернул направо, а надо было не совсем направо, а скорее прямо, в боковой проезд. Как результат мы поехали на второй круг, опять прыгая на полу раздавленных и задранных полицаях через каждые 10 метров. Решили не доезжать до перекрестка и приткнулись на обочине за ржавым, видавшим виды Патриком с целью изучения карты. Карта нас оповестила, что нам нужно не направо, а чуть правее в боковой проезд и мы выйдем к Морскому собору. В Кронштадте, в районе Морского собора , большие проблемы с парковкой. Нормально встать у нас получилось лишь со второй попытки: уехали мы за собор и приткнулись в каком то проулке. В остальных местах шлагбаумы, знаки и тросики или таблички " только для служебного транспорта. Есть хотелось так, что мы готовы были злоупотребить в пищу одного из разгуливающих котиков, а вот магазинов и кафешек на горизонте не было, за то были заброшенные и полузаброшенные дома и трущобы. Мы отправились не к Собору, а к расположившейся чуть в стороне, на берегу канала, орудийной установке с гнутым броне колпаком.
Установка спаренная и состоит из двух одинаковых 76 мм орудий на общем лафете. На мой взгляд, решение спорное, так как не смотря на высокую плотность огня, скорострельность должна была сильно хромать, ввиду того, что заряжающие, стоящие близко, не могли не мешать друг другу. Эта установка является памятником ее командиру Тамбасову, погибшему на корабле. в 1943 году, при пожаре он не сбежал, а начал выбрасывать с палубы снаряды, охваченные пламенем, но не успел и один снаряд таки взорвался.
Обводный канал, на берегу которого установлена башня, ранее являлся судоходным. Здания по берегу - какие то склады, о чем свидетельствуют балки тельферов, торчащие из проемов второго этажа.
Сделали круг по площади, еще раз полюбовались на чугунную мостовую, дошли до памятника и потопали через Макаровский мостик над рукотворным оврагом. Глубина где то метров 20-30 и был предназначен для отведения воды из доков. Про мостик есть легенда, что прибывший в Кронштадт, ныне святой Николай второй "Кровавый", побоялся идти по мосту. Причины называют разные: кто то говорит, что царь боялся, как бы это сейчас назвали, теракта, то есть бомбы на мосту, кто то говорит про боязнь высоты. Раньше покрытие моста было не каменным, а решетчатым и сквозь него была видна глубина оврага. Так вот, по легенде, царь подозвал к себе ближайшего офицера и приказал тому пройти по мосту перед ним. Офицер прошел, за ним прошел и царь. По легенде, за такую малость офицер получил награду из рук государя.
Но, если по внимательней присмотреться, становится ясно, что аутентичностью мост и не пахнет: он сварной. В те времена со сваркой была беда, особенно с электрической. Была, правда, кузнечная сварка, позволявшая срастить два куска металла, небольшой площади. Для этого две свариваемых детали нагревали в горне до красна, далее складывали по плотнее и били молотом - ничего оригинального, как пластилин. Ну, скажем так, не совсем как пластилин(он аморфен). В результате ударов, часть молекул одной детали вколачивалась между молекул другой детали, но, на сколько я понимаю, полноценной совместной кристаллической решетки они не образовывали. Процедуру требовалось повторять не однократно. Хорошо, если приварить или приклепать нужно ручку к вилке, но беда, если надо срастить две трехметровых полосы или две полосы в торец, да так, чтоб шов работал на излом. Для таких швов, обычно использовали клепку с одной или с несколькими накладками, перекрывающими место шва. Клепка имеет недостатки и преимущества: так к недостаткам относятся отверстия в нагруженном стыке, которые концентрируют напряжение и уменьшают площадь сечения металла. Плюс очень трудоемкий процесс изготовления и сборки. К положительным качествам относится способность останавливать трещины: трещина, дойдя до круглого отверстия следующей заклепки, останавливалась. Но мост был сварной, и явно электросваркой, и собран был не из листовой стали, что было бы характерно для тех лет, а из обыкновенных уголков, и напоминал обычный забор.
Проходившая мимо женщина сказала, что в доки есть лазейка: нужно пройти через арку брошенного дома, дальше дойти до его конца и будет набережная доков. Ну мы и пошли. Зашли в подворотню,
прошли вдоль всего дома,
обогнули ещё одно заброшенное здание бывших казарм,
хрустя битым стеклом и кирпичной крошкой, обогнули пустую будку охранника(Кстати, архитектура дома поразила меня в самое сердце: я бы очень хотел жить в доме с такой вот круглой башней, чтобы в ней располагалась гостинная, и вдоль стены шёл бы балкон )
и запросто вышли к створу дока.
Люди превратили место в свалку. Все железное, что можно было отодрать - отодрано, док зарос деревьями, которые уже начали разрушать гранитные парапеты. Створы дока были сделаны из стали и обшиты деревянным настилом. От крепления досок, на данный момент, остались только торчащие болты.
Смотришь на громадные детали створа и прямо таки дух захватывает, когда подумаешь, как они были изготовлены, привезены сюда и установлены : сколько же человеческого труда!
Некогда, док был крестообразным и имел по середине "Озеро", позволявшее развернуть корабль и провести его в поперечный канал. Мы находились возле створов, отсекающих правую ветвь поперечного канала от центрального озера. Раньше всего была заброшена верхняя часть креста, та, что шла прямо от входа через прудик. Потом была заброшена поперечная ветвь целиком, а прямая входная часть использовалась, вроде бы даже до 2007 года. Сейчас попилены на меллолом даже подъемные краны, работавшие там. Общее впечатление такое, что дальнейшее использование доков не планируется вообще и они будут рушиться дальше, как уже разрушилась сапёрная школа, в которой работал, кстати, Попов. В этой же академии была проведена первая радиопередача в мире_ из лаборатории Попова в близлежащую беседку двора.
Рядом с полуоткрытым створом, ведущим из центрального резервуара в поперечный канал находится "новодельные" поворотные перекидные сходни, построенные по принципу сбалансированного поворотного моста.
Под задней частью находятся колеса, а в верхнюю часть набережной вмонтирован рельс.
Створки шлюза съемные и крепятся на подшипниках скольжения. Внешняя обойма подшипника разборная, что позволяло, при необходимости, демонтировать ворота.
Как они приводились в движение - не известно(я думаю, что обычными лебедками), но как запирались видно: на верхней поверхности створки есть ряд замков, соединенных общим поручнем. При закрытии створки они защелкивались. Для открытия створок, похоже, нужно было несколько сдвинуть дистальный конец замков, потянув за общие перила.
На дне центрального пруда видно отверстие слива воды. В отличии от большинства подобных сооружений в мире, слив воды в этом доке предполагался с омощью силы земного тяготения, то есть через трубы, в расположенный ниже уровня пруд. Кстати, для перекачки воды и подъёма уровня выше уровня моря использовалась водокачка с ветряным двигателем.
Судя по количеству мусора на дне, некоторые люди рискуют спускаться вниз. Но для этого надо пролезть через торец бетонного забора, упирающегося в обрыв берега и обильно сдобренного спиралью бруно.
Серёжа, как лицо переполненное энтузиазмом тут же высказывает желание проникнуть за запретную, но такую манящую границу и даже совершает попытку, но мы втроём, стоявшие на чеку, поймали его буквально за штаны и вернули на грешную землю, при чём Серёжа на нас обиделся на целых три минуты.
Обходим заброшенные казармы с другой стороны и попадаем к обрушенному кирпичному забору, за которым начинается набережная главной ветки дока, использовавшейся еще в 2008 году. Перелезаем через обломки кирпичной преграды
По краю ее лежит разрушенный деревянный забор с остатками колючки. Сережу понесло на приключения и он поперся вперед, ни кого не слушая и начал прогуливаться по краю. Это при том, что эта часть сооружений до сих пор охраняется.
Общими усилиями заволокли Сергея назад и пошли искать сувениры, еду и Итальянский пруд. В результате вышли к Петровскому каналу и тому самому поворотному сбалансированному мосту. Петровский канал перегорожен воротами, которые не открываются уже лет 7, ввиду того, что док заброшен. Кстати, куда и как открывались эти ворота - ума не приложу. Кажется, будто вход в док просто заткнули навсегда металлической заглушкой.
Мост не функционирует столько же. Это был единственный разводной мост в городе. Одна сторона моста покоится на поворотной оси, окружённой кольцевой тележкой с множеством колёс
Короткий противовес, расположенный на той же стороне, что и итальянский пруд, откатывался на колёсиках по чугунному гнутому рельсу, вмурованному в набережную
На противоположной стороне моста находится механизм заперания моста: это серая чугунная тумба с четырёхгранным валом под рукоять.
Тумба пострадала, видимо, в противоборстве с автомобилем и имеет пролом, сквозь который замечательно видны коническая передача и червячный винт редуктора
Прошли по берегу Итальянского пруда. На входе в пруд установлен маяк, по форме больше напоминающий древний обелиск.
Единственная достопримечательность этого места, на мой взгляд, это механический подъёмный кран с ручным приводом и цепью вместо троса. К сожалению, к нему подхода нет - он на территории какого то военного объекта. Но посмотрите, на сколько же он красив и изящен!
Ну ещё водомерный пост и, пожалуй, памятник колюшке.
Возвращаемся назад, по пути заходя в магазин и покупая калиниградскую тушёнку "Совок", такую же ветчину и мороженое. РОебята купили ещё какие то мини салями в пакетике, оказавшиеся впоследствии просроченными. И тут я напал на кота... Дальше можно не рассказывать.
Выезжали из города теми же огородами, что и въезжали. Опять на КАД. Ехать нам предстояло гораздо дальше, чем на пути сюда. Ну про КАД писать нечего, кроме как то, что проехав второе пересечение с ЗСД мы встали в пробку километров на пять - шёл ремонт дороги. Дорога на Приозерск ничем не примечательна: ровный асфальт, отбойники и лес. Некоторое количество вежливых грузовиков и такое же количество упоротых обдолбанцев на оттюнерашеных машинах. Основная масса - адекватные водители. Скоростной режим 80 - диктуют его грузовики. Кажется где то в районе Соснового, дорога резко виляет, спускается в овраг и с правым поворотом вновь взбирается в горочку. На правой обочине выплывают две разбитые машины, торчащие в кувете, такое впечатление, что долбанулись и улетели только что. Связываемся по рации и останавливаемся на обочине - узнать все ли живы и, если требуется, помочь. За нами останавливается тёмная нива с наклейкой "Карелия" через всё заднее стекло. Оттуда выходит водитель и мы втроём топаем к месту аварии. а месте нас встречает один из водителей, успокаивает, говорит, что все целы и что стоят они уже два часа и ждут "доблестных" сотрудников "доблестного"ДПС. Спокойные рассаживаемся по машинам, пропускаем ниву вперёд и коптим дальше. В районе Сапёрного пересекаем Вуоксу. Здесь явно туристическая Мекка: народ грузит каяки на крышу машин, куча кафешек, название некоторых недвусмысленно повествует нам о том, чем же люди здесь заняты: Например, кафе "Угребись".
Тут же находим запчасти где мне опять не продают винтиков для антенны. За то через дорогу находится ангар, в котором продают турснаряжение, в том числе и достаточно серьёзныхх марок, таких как питерские "Пик-99" и "Снаряжение".
Дорога начинаем нравится мне всё больше: трафик существенно снижается, исчезают заграждения и мы просто едем по ровной, слегка извилистой дороге, наслаждаясь зеленью леса, красотой лугов, и синью озёр.
В Приозерск мы въезжаем около 17:00. На въезде я опять торможу около автомагазина и здесь, о удача, молодой продавец достаёт из-под прилавка коробку, забитую разномастными мелочами и набирает мне винтов. От денег отказывается, но я ему всё же всучил 200 рублей и пошёл искать продукты. Через дорогу магазин был закрыт, но за то в его дворе я усмотрел потрясающей красоты детский домик.
Дальше едем искать крепость Корела. По некоторым версиям это и есть исторический центр города. К Слову сказать, что Приозерск - это русское название города. Финны же называли его Какисалми - Кукушкина протока или Кукушкин пролив. Крепость построена на Кукушкином острове Кексхольм. Первоначально крепость была построена в начале 14 века из деревуа.потом она погибла в пожаре и была отстроена в камне. Самым ранним строением была круглая башня. Но сохранившуюся до наших времён башню строили шведы в конце 16-го века. В начале 17-го века крепость отошла к шведам, но была возвращена в состав России во времена Северной войны.
В яме под круглой башней крепости содержали Емельяна Пугачёва и его семью. Отсюда же его и отправили на казнь. Семья же его так и осталась жить в крепости. Милостивая императрица пресекла род Пугачёва, но не убила его родственников, а засадила в крепость.
Крепость Корела является образцом отвратительной реставрации. позиционируются, что крепость окружена Петровскими редутами. При ближайшем рассмотрении вясняется, что Петровские редуты состоят из бетонных желобов под пушки. причём внутренняя часть жёлоба начинается в полутора метрах от земли. таким образом, видимо, защитники крепости взваливали на спины пушки, поднимали их на уровень бойниц, их товарищи поджигали фитили и происходил выстрел. Так же мне понравилось наличие пушечной бойницы над аркой рва: здесь, видимо, по мнению историков, пушку держали с двух сторон или же она была установлена на плоту? Кстати, угол наклона желобов таков, что мёртвое пространство обстрела заканчивалось где то лишь в 100 метрах от стены. Получается, что по мнению реставраторов оно именно "як и було".
Вход в крепость, по мнению реставраторов перегораживала ажурная решётка
За то нам удалось по фотографироваться в лучах закатного солнца на берегу Вуоксы возле крепости.
По местной легенде в этом же месте похоронен сам Рюрик! о чём свидетельствует каменная плита перед крепостью. Дальше наш путь лежал к Кирхе. Кирха построена в 1930-м году на пожертвования горожан и Савосского егерского полка.Стиль определяют как "Финский романтизм", хотя на мой взгляд, для романтизма как то мрачновато.. Церковь построена по проекту Армаса Элиэля Линдгрена, профессора политехнического института. Кирха должна была объединять под своей крышей всех горожан города, которые не вмещались в 10 более старых кирх города. Изюминкой сооружения служил 36 регистровый орган установленный на хорах. Здание было украшено массивным гранитным крестом, установленным на бельведере - маленькой башенке над звонницей.
Во время бомбардировок 1940 года кирха была сильно повреждена, в частности одна из бомб пробила перекрытия и взорвалась в продольном нефе. В 1944 году Приозерск временно вернулся в состав Финляндии и кирху несколько привели в порядок. В 1945 году она опять оказалась в СССР. В этом же году с крыши звонницы трактором сдёрнули крест. При чём работы были организованы столь плохо, что пострадала часть кровли собора а один из рабочих потерял глаз. Сразу после войны внутреннее убранство кирхи было сильно изменено, большой объем нефа был поделён на этажи и передан под школу НКВД. Позднее, после ещё одной перестройки здание стало местным домом культуры. В постсоветское время в здании функционировал ночной клуб, вплоть до 2002 года, когда здание сгорело. Сейчас заброшенное здание имеет новую кровлю. На этом реставрация закончена.
Уже в сумерках мы собирались отъезжать от церкви, когда я решид сделать несколько кадров в чб. Щёлкнул чтоб оценить экспозицию, а в кадр попал мрачный, я бы даже сказал инфернальный Сергей и маленькая девочка, удирающая на роликовых коньках. Я просто оставлю это фото здесь.
Город мы покинули по Сортавальскому шоссе. Проехали Бригадное, надо было искать место под ночёвку. Дорога после города стала чрезвычайно извилистой и холмистой. Просто дух захватывало от неожиданных изломов. Благо был хороший асфальт. Уже в сумерках мы решили приткнуться на Лебедином озере. Съезд туда всего один, через нехилую яму, на выезде из которой торчал каменюка. Светику до фонаря - он УАЗ, а вот я со своей геометрической непроходимостью мог оставить там бампер. На единственной стоянке было занято - там отмечала первое сентября семья с двумя детьми. Они приехали туда на полноприводном микроавтобусе. Они согласились потесниться и переставить машину, так как собирались сами уезжать. При свете их костра и фонарей мы собрали палатки. Когда они нас покинули, мы собрали дров, развели костёр пожарче, чего греха таить, выпили, погрелись, поболтали и отправились спать.
@темы: Туризм, Верхом на Бегемоте, Беломорский пикник (По России на Ситроене), Интересности, Путешествия, Путевые заметки
да, но там есть продолжение, правда не канонное, но все же
чей больной мозг придумал оформить дорогу в виде длинной ленты с торчащими через равные промежутки "ребрами"- полукольцами, на которых закреплены фонари. а мне нравится. креативненько. в этих ваших европах и не такое бывает.
Оказалось, что на Патрике установлен бачок омывателя от восьмерки а как называется эта машина? у меня коллегу так зовут)
отдельное спасибо за фотографии Кронштадта. у меня там брат служил в 1994-м.
Ащще Кронштадт в твоих снимках оставляет еще более душераздирающее впечатление, чем в моих. Мы-то были 2 января, и потому вездесущую ржавчину частично припорошило снегом и покрыло льдом. Чисто визуально получилось почти_прилично.
Но такой город угробить...
Кстатт, ты же по кладбищам, кажется, фанатеешь?
А про Винни-Пуха, так я того... почти не пьющий, особенно по утрам!
Дааа, кладбища - наше всё!
Кстати, в прошлогоднем велопоходе по Карелии мы гуляли по старинному заброшенному финскому кладбищу - не видела?
Подумаешь, охраняется - в лучше случае на нас бы пару раз прикрикнули - я не думаю, что мы единственные такие умные туда полезли.
В Карелии я вообще не была, так что остается только эстетически радоваться, когда добрые люди из путешествий привозят фотоотчеты с кладбищ. На днях вот кладбище в Сортавале специально для меня поснимали) Если у тебя есть что интересное по теме - буду рада
А у тебя прям рейд по изучению магазов запчастей и метизов
прелесть какая. я своего фольцика Polo II называю Павликом))