Пыль дорог на сапогах...(с)
Утро началось с духоты. Карелия решила напоследок удивить жарой в 32 градуса. Я выскребся из палатки, терзаемый жаждой, позывами в кабинет задумчивости(вечером меня ведь так же мучила неутолимая жажда), и ощущением, что этот мир чертовски несовершенен. Прогулялся по краю обрыва, чуть не сломал ногу, оступившись в брошенный окоп. Вернулся назад и начал терроризировать остальных: ну а что, одному терпеть несовершенство грешного мироздания тоскливо, значит нужно подключать к этому несовершенству остальных присутствующих. Да и на часах было уже около 10!!!!!!!!! утра. Идея завтракать на месте стоянки отпала ввиду наличия отсутствия
Загрузились, вышли на дорогу, оседлали и стали с черепашьей скоростью на тормозах спускаться с этого каменистого крутого склона, прорезанного глубокими промоинами. Напоминаю, что велосипед к концу похода у меня был односкоростным и однотормозным, что опять таки добавило экстрима - передний тормоз расстегнулся где то на трети спуска...Пришлось экстренно оттормаживаться ногами и застегивать тормоз, после чего продолжить спуск. Когда достигли низа, то уселись в той же кафешке, что и вечером
читать дальше
и опять отведали картошки фри с чаем, после чего отправились осматривать водопады. На водопадах порядком мешались финские туристы, которые лезли в кадр и в другие места. Купили магнитики, брелки, оседлали коней и поехали с Кивача на Рускеалу. При покупке сувениров выяснилось, что среди экстремального туризма местные продавцы рассматривают только один - байдарку. Велосипедные поездки вообще как то не котируются, а следовательно сувениры с велосипедами отсутствуют как класс. Выбрали самый нейтральный из магнитиков. А так всё как везде: китайские тарелочки, колокольчики и ручки, только пакеты с шунгитом родные карельские
Тяжело ехали-жара в 30 градусов просто выматывала, плюс старые дрожжи и недосып. Эти 5 километров показались нам 50-ю. Ехали мы чуть ли не 30 минут. Свернули с трассы налево к парку. Проехали сквозь деревеньку и проскочили мимо колодца-журавля слева от дороги. Въехали в горку и уперлись в стоянку автобусов и машин. Огляделись и не нашли места куда приковать бы велосипеды. А количество людей вокруг наталкивало на мысли о том, что если не велосипеды, то рюкзаки то точно могут подвергнуться незванному осмотру. Решили отъехать влево к стоянке, надеясь, что там нам встретится охрана, но нет. За то имелся бывший грузовой гараж, переоборудованный в тир. К его то стене мы и привалили велосипеды, опутав их тремя замками. Взяли с собой документы, деньги и фототехнику и отправились по тропинке. По дороге получался изрядный крюк и мы выбрали именно тропинку, которая поднималась круто вверх по склону. Прошли через строящуюся канатную трассу по деревьям и вышли на дорожку, засыпанную мелким гравием. И тут выяснилось, что вышли мы мимо кассы, то есть на середину платного маршрута. Ну мы не стали расстраиваться и возвращаться к кассе и пошли вокруг карьеров против часовой стрелки. За годы, которые меня там не было исчезла металлическая лестница по гладкой стороне карьера, за то появилась тарзанка вдоль всего карьера. Спуск стоил что то около 1000 рублей, но банкомата мы не встретили, а потому покататься было не судьба. Всем было жарко, сонно и не хорошо после вчерашнего марафона. Все ходили полусонные и хотели пить, но пройти мимо скал мы не смогли и начали лазить по обрывам. Как это ни странно, но даже я, панически боящийся высоты, лез на самые утёсы.
Месторождения мрамора обнаружил тут пастор Алопеус(судя по имени, я так понимаю, он был лысым.. ) Сами Рускеальские мраморные копи открыты с переменным успехом действуют с 1768 года. 19 января Екатерина вторая издала указ о разработке этого месторождения. Камень из Рускеальских карьеров использовался на строительстве Исакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге. По слухам, некоторые здания в Сортавале и в Хельсинках так же облицованы с применением именно Рускеальского мрамора. Но большая часть камня использовалась в качестве строительного щебня или пережигалась на известь. На територии комплекса располагается несколько карьеров в каждом из которых добывали свой особый сорт мрамора, каждому из которых был присвоен собственный номер. Цвет местного мрамора колеблется от белого, до тёмно-серого , иногда отдаёт некоторой зеленью. Первоначально мрамор добывали открытым методом в результате чего и образовался самый известный из карьеров.
От него расходится целая сеть штолен, большинство из которых в настоящее время затоплены и по ним проводят экскурсии на гребных лодках.
Для "гуру" туризма есть дайвинг. Причин затопления озвучивается множество, но большинство авторов сходятся в том, что затопления организовали финны, взорвав какую то то ли дамбу, то ли перемычку на одном из множества ручьёв.
В определённый момент мы заметили новую тропинку, уходящую влево и указатель "Итальянский карьер". Пошли по ней. Тропинка вывела к новой лесенке, спускающейся к "Провалу". Провал это место сбойки нескольких галерей, свод которого, когда то не выдержал и обрушился. Теперь это круглая дыра в земле, радиусом около 20 метров, вниз идёт обрыв, высотой около 10 метров, а внизу прозрачная вода и черные дыры галерей, уходящих вглубь.
Раньше здесь было любимое место диких туристов и всяких хипарей. Воду они брали прямо из провала. Много раз встречал истории о том, как люди бросали вниз круглый котелок на верёвке, а вынимали квадратный. В щели между скалами, возле лестницы, обнаружился узкий проход-нора в толщу скал, но он был забран толстенной решёткой - видимо кто то там себе шею уже свернул.
Дальше шла ещё одна дорожка, которая вела непосредственно на карьер. Вдоль дорожки были в изобилии построены каменные пирамидки на манер Воттоваарских.
Дорожка выводила в обширную песчаную котловину, щедро усыпанную строительным и бытовым мусором. Метров через 200 она поднималась по каменистой осыпи к ровной площадке, в центре которой имелось прямоугольное углубление с тухлой водой и торчащим металлоломом. Дальняя стена карьера была представлена гладкими мраморными уступами с прямыми углами.
Всё просто: Итальянский карьер потому, что здесь использовали итальянские канатные пильные станки. Ничего интересного. Развернулись и побежали назад. Дальше шла горизонтальная штольня, в центре пересекаемая глубоким колодцем. Сейчас из этой штольни сделан атракцион на вроде комнаты ужаса - 20 метров тёмного коридора с колодцем по центру. Вход в коридор на фото:
Колодец спускается вниз и уходит в воду. Когда то, в 2007 году, над водой проходили ржавые рельсы. По этой горизонтальной штольне проходили по рельсам вагонетки или сани-волокуши, доходили до вертикальной штольни. Наверху этой штольни располагался подъёмник. Эта по сути дела почти что современный шахтный копёр. Сверху опускались крюки для подъема вагонеток или же ёмкости. По нижней галерее так же подходили вагонетки и мраморную крошку перегружали на верхний уровень, откуда и выкатывали в сторону завода. На фото вид в колодец с того места, где раньше стоял подъемник. Виден пешеходный мостик горизонтальной штольни
К слову сказать, мрамор добывали не столько для отделочных работ, сколько в виде щебня и мраморной крошки, которая отправлялась либо на строительство, либо обжигался на находящемся рядом заводе. Завод построен в 1820-м году. Работал с перебоями, но постепенно расширялся. Из достопримечательностей есть там здание заводоуправления, построенное из мраморных блоков, но мы его не посмотрели. Вышли из горизонтальной штольни и решили делиться: девушки отправляются к велосипедам, а мы с Сашей идём искать магазин любой ценой. У выхода из штольни на рельсах стояла та самая волокуша.
МЫ прошли через какие то дачи и уперлись в стоянку строительной техники и бытовку, на ступенях которой стояли две женщины, а в коляске лежал ребёнок. Они сказали, что нам надо обогнуть какие то дома и пройти под шлакбаумом. Слева обнаружились 2 паннельных дома, явно заброшенных. Это, видимо, бывшее заводоуправление. Обнаружился проход налево в кусты. где обнаружились руины тех самых обжиговых печей-"кожухов". С собой была только Сашина мыльница, потому без широкого угла. Они явно различались по возрасту. Ближе стояли две самые старые. На нижней их части виднелась топка(видимо под дрова, судя по конструкции).
Вся боковая поверхность печи изобиловала различными окошками и лючками, большинство из которых было заложено кирпичом.
Где то на 2\3 высоты располагалось загрузочное отверстие, имеющее стрельчатый свод. в нижней части виднелись следы крепления металлических конструкций - видимо фермы для подачи крошки в вагонетках и выгрузки
Если присмотреться, то становится очевидно, что эта печь некогда была значительно ниже, но после её надстроили. Большое количество стягивающих металлических обручей говорит о том, что печь треснула под возросшей нагрузкой и начала разрушаться, а обручами её пытались остановить от дальнейшего разрушения. К одной из печей подходил мост
Не стали задерживаться, а ломанулись к магазину. По дороге попался ещё один заброшенный цех, пристроенный к наклонному коробу транспортёра, который опирался на самый натуральный шахтный копёр. Правда вход вниз был щедро замурован мусором. На сколько крепко проверять не хотелось.
Дальше тропинка вывела нас к новому зданию, представленному рядом бетонных бункеров - по конструкции очень напомнило сортировочную станцию для щебня. Само-собой тоже брошенную.
Было жарко и мучила жажда и мы не задерживаясь отправились в магазин. Магазин оказался тот же самый, что мы видели вечером с шоссе, но как оказалось, он работал не до 9, а до 10 вечера а то и дольше. Закупились 10 литрами воды и кучей вкусняшек, включая наши любимые багетики. Я купил ещё пачку недорогих батареек Панасоник, (Которые, как выяснилось позже, работают на порядок дольше дорогого дюрасела). Ещё мы с Сашей уговорили литр сока, прямо не покидая магазина. Пошли назад, но обходили здание не с той стороны и натолкнулись на тепловоз.
Тепловоз был зелёный и очень качественно маскировался под листву и травку, в которых он и стоял. На рельсах уже успели вырасти деревья, толщиной сантиметров в 20-25, а чуть дальше на них был построен туалет типа сортир, успевший даже уже сгнить. Откуда я сделал вывод, что тепловоз уже лет 25 как не трогался с места. Сначала я походил во-круг да около и поразглядывал это чудо. Потом подошёл вплотную и обнаружил, что целы все стёкла и фары, и это при том, что стоит он на неохраняемой территории и он не закрыт!!!
можно свободно зайти в кабину. Дизель и прочие агрегаты находятся, если и не в идеальном состоянии, но сверкают как яйца фаберже. Забрался на подножку, с нее на настил и прошул до кабины. Позади кабины находится топливный бак(Резервный??). Крышка бака оказалась неожиданно лёгкой, она сделана из бакелита. Уровень топлива в баке определялся очень просто: в верхней части бака торчит колечко, за которое на верх вытягивается проволочный щуп. нажимаю на ручку кабины и о чудо! - она открыта. Заходим внутрь. Панель управления, по бокам две какие то ручки, напоминающие барашки водопроводных вентилей. Сверху находятся тумблеры и приборы, среди них "давление масла" и прочие.
На стене спереди две "водомерные линейки". На одной надпись "уровень масла", на другой "уровень топлива".
В кабине валяется множество ящиков с запчастями. В частности целая коробка двухнитевых лампочек с гладким цоколем и "юбочкой". Так же лежал кожаный чехол для флажков. Из них на месте присутствовал только жёлтый.
Подняли крышку панели управления и там обнаружилась какая то явно "патологическая" пустота. То есть явно не хватало нескольких деталей. Но они, видимо были выломаны уже после прекращения эксплуатации и куски их валялись вокруг. А так, сохранность экземпляра была просто великолепной. На память взял себе полуперегоревшую лампочку, которая до сих пор лежит у меня на полке. Побежали дальше. Девушек мы нашли около велосипедов. Они сидели на лавочке под палящим солнцем и им явно было не хорошо от жары. А потому в первую очередь откупорили бутылку с водой и уполовинили ее содержимое.
Потом пожевали багетиков и решили искать место для купания. В разведку пошёл я. Юная прелестная служительница тира не испугалась "красавца мужчину", который неделю уже толком не мылся и не брился, а про грязные волосы в косице за спиной лучше вообще промолчать. Она с милой улыбкой рассказала нам как добраться до озера Круглого, где можно искупаться. Попрощались, она пожелала нам удачной дороги, а мы ей удачного дня. Дорога спускалась левее и вниз. Проехали мимо нескольких карьеров, разной степени заброшенности и выехали на берег озера. Здесь явно недавно прошёлся бульдозер, который сгрёб строительный мусор в кучи и оставил подобие дороги. Озеро Круглое было ещё одним заброшенным карьеров с прозрачной, но слегка опалесцирующей голубовато-зелёной водой. На берегу было изрядно грязи и всего один приличный вход в воду. Остановились. разобрали рюкзаки, достали полотенца и побежали купаться. Я как самый толстый открыл купальный сезон. Вода бодрила, но так приятно освежала,
В процессе купания мы обнаружили на мелководье массу разнокалиберных рыбёшек, похожих на плотвичек. Искупавшись, мы начали их пытаться поймать. За целый день, счёт составил 4:0 в нашу пользу. ловили мы на хлеб, переделав спиннинги под поплавок. в качестве последнего выступал воблер без крючков.
Вечером решили, что коней перед дорогой необходимо хорошенько вымыть. Первым коня мыть опять же начал я. Взял кусок тряпки и минут 15 надраивал велосипед.
Соригинальничал только Саша - он решил не мудорствуя лукаво, просто встать на краешек берега и начал макать многострадального парноколёсого в воду, держа за верхнюю трубу рамы.
Подъехала машина, оттуда выгрузились несколько дам в возрасте и тоже скупнулись возле нас, чуть позже на велосипедах подъехали парень с девушкой. Парень был весьма позитивен, а вот девушке мне в определённый момент захотелось привязать к ногам камень побольше и отправить кормить рыбок и кикимор: она постоянно капризничала и высказывала неудовольствие всем подряд : от нашего прибывания поблизости до температуры воды, потёкшей косметики, и плохой дороги. Решили ужинать и сварили макарон с тушенкой. Дровами послужили валяющиеся по близости ветки деревьев, на поверку оказавшиеся "естественной влажности", правда естественной для огурцов или арбузов. Ветки разделывали моим мачете от САРО. Уже начало вечереть и мы начали сборы. Не смог не отдать должного нашему техническому гению, который чинил наших першеронов. Помните скрепку-помощника из ворда? у нее загоралась лампочка, когда она что то знала лучше нас? Вот и тут так же, только тут лампочка от тепловоза.
По дороге на хорошей скорости подкатил убитый в хлам жигуль с угашенными или бухими в здницу пассажирами, которым явно хотелось приключений. Я, честно говоря, не то что не обрадовался их присутствию , а сразу же достал из рюкзака БАМЕР и вынул мачетину из ножен, так как судя по всему, если бы дело дошло о драки, то эти обдолбыши не пожалели бы никого. Закончилось всё тем, что один из них сказал другому, что здесь снимали "Тёмный мир", загрузились в свой пепелац и отчалили. Загрузили коней. построили в ряд и пошли любоваться местными красотами.
Озеро уже не долго пробудет местом купания, ибо по берегу идёт строительство десятков бунгало. Сквозь окошко видны столы, лавочки и мангал.
В 11 вечера седлаем велосипеды и не спеша отправляемся в путь. Нам предстоит путь в 30 километров до Сортавалы. Вечером по холодку едется очень даже хорошо. Выезжаем мимо ландшафтного парка, не спеша едем через деревню и по грунтовке выезжаем на трассу, долго взбираемся на горку и не спеша выезжаем. Около полуночи мы минуем Кивач. А дальше начинается сказка. Лёгкие сумерки и на часах пятнадцать минут первого ночи
Мы переливаемся фарами, как уборочные машины. Представьте себе картину. Сумерки, абсолютная тишина, поднимается туман, никого во-круг, и только вой резины на скорости около 30 километров в час. Около часа ночи минуем бетонный монумент, стоящий на обочине дороги. Останавливаемся на остановке, утепляемся. Все съёмки в это время вел я на свою мыльницу, за частую на ходу. Сходили к памятнику. Отдохнули и в путь.
Где то в 01:15 слева, с поля слышится работа трактора, который косил траву. Удивило отношение водителей к группе четырёх ночных ездоков. Они сигналили нам фарами, аккуратно бибикали, включали аварийку, махали руками. Однажды нас обогнал какой то крутой белый джип, притормозил , включил громкую клубную музыку, кучу подсветки, в том числе и под пузом, и сверкая как новогодняя ёлка, не спеша обогнал нас, после выключил иллюминацию и улетел вдаль.
В Сортавалу мы въехали без чего то 3. Ночная жизнь в городе кипит. По городу ездит множество грохочущих музыкой жигулей, гуляют симпатичные, длинноногие девушки на высоких каблуках и кругом стоят красивые старые дома, похоже что финской постройки. Жаль что не днём приехали.
Очень странно рассекать ватную ночную тишину воем своей резины и гнать по шоссе со средней скоростью где то в 30 км/час не смотря на горки.
А под ещё светлым небом на дорогу наползал туман. Остановишься, оглянешься и впечатление что мир за тобой теряет реальность и прекращает своё существование. Впечатлдение что твой путь это побег из панорамы, когда сзади висит сказочный пейзаж, а ты летишь по 10 метрам реальной дорожки, а перед твоим лицом где то стоит громадный зритель. Некая потеря ощущения реальности происходящего.
Архитектура города в основном представлена домами послевоенной постройки, но так же в изобилии встречаются дома, построенные ещё финнами. В полной мере оценить красоту города я не смог, ибо ночь и плохо видно, но впечатления остались весьма заманчивые, как раз для того, чтобы ещё раз вернуться в будущем. Из центральной, оживлённой части города мы выехали в направлении вокзала. Именно в направлении, потому как наш штурман не очень помнил дорогу. Проехали о дамбе, мосту. Нас приследовал божественный запах свежевыпеченного хлеба. Этот запах, кстати господствует в воздухе всех карельских крупных населённых пунктов. Переехали через железнодорожный переезд и тут же окунулись в суровую действительность: запах хлеба резко сменился запахом канализации. Некоторое время ехали параллельно железнодорожным путям, ища нужный нам съезд на лево. Саша сориентировался и свернул. Ехали мы почти в полной темноте из за смыкавшихся над нашими головами макушек деревьев. Неожиданно слева, вплотную к дороге, из кустов и деревьев вплыл магистральный грузовой тепловоз. Окна его светились уютным жёлто-медовым светом, а возле лобового стекла стояла фарфоровая кружка. Создавалось впечатление, что тепловоз просто притаился в кустах, и надеется, что его не заметят.
На самом деле дорожка просто проходила параллельно железнодорожным тупикам, где и отстаивались локомотивы. Подъехали к краснокирпичному зданию вокзала. Вокзал, разумеется, оказался закрыт. Праавильно! Зачем держать вокзал открытым ночью, если первый поезд отправляется в пять часов утра. За то вдоль путей стоят несколько скамеек. Быстренько разбираем велосипеды, пакуем их в чехлы(три пакуем, а Викин едет так, ибо чехла к нему нету. Сидим и некоторое время точим конфеты «Кочегар Петя». Первым на боковую отправляется Саша. Он, как бывалый турист, стелит на лавочку пенку, нахохливается как воробей и засыпает крепким детским сном.
ФИНИШ!!! 407 км у группы. У нас где то на 100 больше)
В то время как Саша отсыпался на лавочке, наша троица усердно караулила велосипеды: то есть сидела на лавочке, нахохлившись и подрёмывая. Где то через полчаса у нас за спиной раздались очень странные звуки: из за угла вокзала показалось несколько помятых мужчин с большими спортивными сумками. Двое из них несли в руках пятилитровки с водой. Бросили сумки у стен вокзала и пошли бродить по платформе. Проходя мимо спящего штурмана один предложил
- может отпизд№м?
-ну на#Yй. Турист похоже..
Оставшуюся ночь мне не давали покемарить громкие матюки за спиной, повествующие о какой то «Прес хате» и «Бич хате», и прочие приятные беседы. В определённый момент у меня сложилось впечатление, что вся эта честная компания накануне «откинулась» с соседней зоны, дерябнула горькой и теперь тащится домой.
В четыре часа ночи с путей тронулся товарный состав с вагонами угля, а его место занял тепловоз, вполне обычного вида, удивили только холостые обороты. Он не лениво бухал цилиндрами, а тарахтел на высоких оборотах как грузовик. У меня сложилось очень странное впечатление, что в корпусе обычного тепловоза установили другой двигатель, меньшего объема – ему же таскать не целый поезд, а всего лишь два вагона.
Вокзал ожил в половину пятого, когда на небосводе уже вовсю золотилось утреннее солнце. Начали искать машиниста маневровика, который должен был подать те самые два вагона, весело матерясь из вокзала вышла «валькирия» в оранжевой жилетке. Наконец потрёпанный зелёный маневровик вытолкал из тупика два вагона, имеющие вид обычных плацкартных. Посадка началась только в 5 утра. Открыли двери только одного вагона и народ начал карабкаться вверх по ступенькам, яростно толкаясь, пинаясь и опять же матерясь. Мы с Сашей схватили первый велосипед и протиснулись внутрь, но пройти дальше нам не удалось, ибо велосипед в вагоне не поворотлив, а бабки щемились «танковыми клиньями» и не давали пронести велик в вагон. В результате посередине прохода раскорячились мы, перегородив наглухо проход велосипедом, а в этот самый велосипед яростно ломится тётка и не даёт повернуться, чтобы убрать велосипед с прохода. Когда загрузились и сели в удобнейшие мягкие кресла, обтянутые синим и коричневым дермантином к нам сразу же подошёл проводник и срубил с нас денег. Поезд очень мягко, но с хорошим ускорением тронулся вперед и последнее, что я запомнил. Была вода за окном поезда. То есть в одно окно виден лес, а в другое вода. Земли не видно. Только на крутых поворотах виден тепловоз, карабкающийся прямо по урезу воды.
Спустя какое то время(меня там как бы не было, я выключился), меня растолкал Саша и объявил, что мы прибываем в Кзнечное и на то, чтобы выгрузиться из поезда на низкий перрон, потом перебежать на высокий, таща на себе 4 велосипеда, 4 рюкзака, палатку и кулёк с коврами, потом перебазироваться в уже стоящую электричку у нас есть где то 3 минуты. Описывать процесс перегрузки я не стану, ибо хочется ругаться матом.
Сели в последний вагон и выдохнули. Оказалось до отправления ещё 12 минут. Дремать уже ни кому не хотелось и мы гордо отстояли 3 станции на ногах. Точнее это один перегон, на котором есть две служебные низкие платформы из одной плиты.
Вылезли, выдохнули окончательно, навьючили тюки на велосипеды и покатили искать дом Викиной подруги Наташи. Дом мы нашли достаточно быстро, но Наташи дома не оказалось и мы побежали за главным атрибутом гостей – тортом. Когда вернулись к подъезду, нас ждала Вика, весело болтающая с Наташей.
Подняли велосипеды на лестничную клетку между первым и вторым этажами, спутали их тросами, взвалили рюкзаки и пошли пехом на верх.
Рюкзаки наши заняли всю прихожую. Нас намыли, вкусно накормили и напоили чаем, а потом я задремал сидя в кресле.
Следующим пунктом у нас была крепость Карела. Собрались и пошли. Мы вчетвером и Наташа с сыном. Велосипеды мы бросили в подъезде. Идти было минут 30. По дороге мне запомнился железнодорожный переезд , возле которого располагалась неавтоматизированная стрелка.
На высокой ножке стоял деревянный фонарь с цветными окошками. На сколько понял я, когда то туда ставили керосиновую лампу и она подсвечивала изнутри стёкла, а при переводе стрелки, фонарь проворачивался другим боком.
Рядом с крепостью находится парк, в котором установлено несколько танков. Мы, как геймеры, полезли фотографироваться на броню.
Наташин сын в это время задавал жару тем, что с нечеловеческой ловкостью карабкался на башню, башни на ствол, а оттуда перебирался ещё куда нибудь. Вход в крепость оказался платным. Отдали деньги и пошли гулять. Тут обнаружилось самое прискорбное обстятельство: крепость почти целиком новодел(((. На всех плакатах позиционируется, что это петровские укрепления, отреставрированные в наше время. Но везде царит облицовочный кирпич и бетон. Стенки бойниц в укреплениях, некогда, наверное были выложены деревом, чтобы избежать осыпания бортиков. Теперь же это литой бетон. Вся территория крепости представляет из себя очень ровный газончик.
Настоящего нет ничего. Вместо того, чтобы собрать интересные экспонаты, в одном из залов организовали какую то лвку по продаже «хендмейда». Из интересного, пожалуй, только бывшие крепостные ворота, окованные латами побеждённых шведских солдат.
Чуть в глубь под башню расположена яма, в которой содержали семью Емельяна Пугачёва.. Цари у нас были милостивыми и не казнили семью, но род пресекли надёжно – просто позволили умирать им своей смертью.
Визитной карточкой крепости является единственная башня. По видимому она представляла из себя сердце укреплений - низкая, приземистая, сужающаяся кверху. Кстати, есть мнение, что смысл круглой формы крепостной башни продиктован не удобством строительства, и не красотой,, а сугубо практическими соображениями: Почти не возможно произвести выстрел, таким образом, чтобы снаряд попал перпендикулярно стене и передал ей максимум энергии. Учитывая низкую точность орудий того времени, большая часть снарядов должна была рикошетить. К тому же распределение нагрузок при попадании в круглую башню гораздо выгоднее(как давление на свод арки), чем при попадании в плоскость.
В сувенирной лавке я купил 2 крошечных стеклянных лебедей и двух таких же пегасов, а еще магнитик с крепостной башней. В мой приезд в 2007 году, в крепости, в цокольном этаже башни стояли старинные мотоциклы, а в верхние этажи пускали как на смотровую площадку.
Сейчас возле баши есть спуск под землю и табличка, что это пороховой погреб, в который доступ туристов запрещён ввиду его аварийного состояния, но судя по звукам, там проходит экскурсия. То есть вход разрешён, но за отдельные деньги с экскурсией.
Вернулись домой, выпили ещё чаю, и начали искать место пристанища в Питере. Наш выбор пал на хостел «Bike & Bad», в котором имелся свой велопрокат, куда нам и позволили парковать наших коняшек. Хостел находится на углу Гороховой и Садовой улиц за не приметной серой железной дверью без вывески. Начали собираться в путь, спустили велосипеды, погрузили рюкзаки, тепло попрощались с хозяевами и покатили к станции, но другой дорогой.
Неожиданно Саша оттормозился и свернул направо, мы последовали его примеру и оказались перед величественным зданием с башней, сложенным из тёсаного камня. Ратуша смотрела на нас стрельчатыми сводами готических окон.
Обежал вокруг ратуши и слева обнаружил военный памятник.
Оседлали коней и полетели на станцию. По дороге встретился ещё один занимательный дом. У хозяина, несомненно, начались проблемы с головой, потому как на стене дома висят три плаката: первый представлен чудным панно из ёлочных игрушек,
второй и третий несли на себе «манифест».
На этот раз у нас было время хорошенько разглядеть вокзал: Красное длинное здание, состоящее из высокой центральной части(кассовый зал, совмещённый с залом ожидания)и два низких длинных крыла, в одном из которых располагалось кафе.
Меня тянуло на еду и я понёсся в кафе, где успешно приобрёл две вкуснейшие, большущие пиццы по 85 рублей и 4 беляша. Пока покупали билеты, я разглядывал очень интересную конструкцию стропил, не имеющих нижней поперечной балки, которая обычно не позволяет раскатываться крыше. Ко мне подошла женщина, которая поведала:
Это образец финской архитектуры: Финны так же свои дома и квартиры строили. Вы знаете как они были устроены? Нет? У них была большая кухня, метров 30 по площади, и две спальни. Это была типовая финская застройка. В кухне и проводила время вся семья.
Так вот откуда пришла мода на квартиры студии! Сели в электричку, ехать нам предстояло 3 часа. Туалет в электричке был замуован на глухо! Сидения же были «те самые», дощатые, где плоская спинка с сидением имеет угол строго в 90 градусов.
Эта электричка была пыткой для моей спины. Велосипеды в один слой разместить не вышло, а потому мой пришлось поставить в раскоряку поверх трёх других.
Уже на подъезде к Питеру из окна я увидел сначала стоящий на запасных путях дизельный поезд, имеющий просто космический советский дизайн и несущий следы упадка и разрушения.
Жалко – очень уж красив, а чуть дальше от него стояли в ряд вагоны метро, используемые, явно, в качестве сараев. Что обратило на себя внимание, так это странная конструкция вагонов: я не знаю ни одной серии метровагонов, бегавших , по крайне мере, по московскому метро, где вентиляционные черпаки были бы сгруппированы по парам.
Прибыли мы в Питер на Финляндский вокзал где то около 7 часов вечера и сразу же озаботились покупкой билетов домой. На выходе с платформ. Прямо возле здания вокзала , в стеклянном павильоне установлен в качестве памятника старый паровоз. Рассмотреть не было времени.
Объехали вокзал по кругу и встали около крылечка. Собрались уже идти к кассам, как ко мне прицепилась бабка, которая начала требовать от нас немедленно отойти в сторону с велосипедами, потом с требованием немедленно!! убрать велосипед от входа, мол это запрещено и она позовёт полицию. Бабка нарывалась очень усердно, но была каждый раз посылаемо по известному направлению. Как я разглядел позже, наши велосипеды обламывали карге весь бизнесс: она торговала ягодами, выставив стаканчики на парапет входа. Послал старую дуру открытым текстом и припарковал свой тяжелогружёный велосипед рядом с бабкой к парапету, остальные поступили так же. В след я услышал много нелицеприятного про то, что понаедут козлы со своей хохляндии. Что ещё интереснее говорилось это с весьма характерным кхгэканьем… на воре как известно.. В здании вокзала с билетами нас не просто разочаровали, а убили.. из всего получалось, что билеты есть ТОЛЬКО в СВ или в Сапсан по 7500. Расстроенные поехали искать хостел. Ехать по тротуарам не возможно - много пешеходов. Пришлось провести инструктаж по городской езде. Главный пункт которого - держаться не ближе 1 метра к припаркованной машине(при внезапном открытии двери, лететь приходится через руль), не лезть в центр дороги, следовать организованной колонной и показывать повороты.
Нашли, вселились. Ребята в шестиместный, я с Наташей в двухместный с кроватью-чердаком. Прикольный номер с мебелью, выполненной из грузовых паллетов. Но есть один существеннейший минус – духота. Некогда громадное помещение разгорожено на много мелких комнатушек, в каждой из которых есть окно, но нету вентиляции в коридор, в связи с чем духота стояла просто ктострофическая!
Хостел представлял из себя лабиринт комнат, одну общую комнату с П-образной лавочкой и длииинным столом, над которым висели металлические лампы, на вроде бильярдных. Имелось два душа, два туалета и две раковины, а ещё общая кухня, где я повадился готовить яишницу с сосисками и помидорками на зло девушке-сыроедке, постоянно замачивающей в тарелке крайне не аппетитного вида зерна, которые спустя пару часов приобритали совсем уж тошнотворный вид.
Кухня, кстати, так же оформлена паллетами
В хостеле есть ещё и гостевой ноутбук с которого мы очень удачно и купили билеты на всю компанию: три до Москвы и один на Ласточку до Петрозаводска для Вики. В первый же вечер у нас были запланированны мосты, точнее их развод. Но мы вышли на улицу, дошли до набережной и отправились спать…Правда возле хостела мы сфотографировали Сашу на фоне его "профессионального" магазина
Утром у всех была сольная программа. Саша поехал встречаться с друзьями, Вика пошла штурмовать Эрмитаж, а мы поехали кататься по городу на легке. Оказалось, что всё не так то просто: велосипед со снятым грузом постоянно козлил, дёргался, и пинал под зад, а удержать его казалось не проще, чем стул в зубах, но мы освоились. Покатались через каналы
Выехали на Невский, по нему доехали до площади Восстания, оттуда на Лиговский и по нему до Воздухоплавательной. Далее в Сплав на Благодатную. Неожиданно доехали быстро – велосипед здорово сокращает расстояния.
В одном из дворов на Благодатной нашлась уличная площадка с тренажёрами. Кто проектировал эти тренажёры – не знаю, но большинство, похоже сделаны просто по приколу.
Там же обнаружился велотренажёр с одной педалью – теперь я точно знаю где готовят почтальонов для Нижнего Новгорода. По крайней мере этот товарищ явно готовился здесь, ибо у его велосипеда так же одна педаль.
В сплаве купил себе новый рюкзак. Точно такой же «ЗИОН», как и раньше и мы поехали искать дорогу на Каменоостровский, а точнее на улицу Шамшева, где находится классная пышечная, куда пускают с велосипедами. Да и пышки и кофе там выше всяких похвал. По дороге на пешеходном переходе, на зелёный свет светофора, мне в педаль пнул капотом человек со сниженным интеллектом, который посчитал, что красный для всех, кроме него. Хамство питерских водителей границ просто не имеет. Вот например, спешащая бетономешалка. Очередь на светофоре, стоит трамвай, за ним бетономешалка. Мы катимся по тротуару. Неожиданно бетономешалка выезжает на тротуар, объезжает по тротуару пробку и проезжает на красный свет. Велосипедисты, пешеходы и остановка его не смущают.
Стоя на одном из мостов мы увидели как в питерских каналах борются с травой: плывет лодка, а на носу у нее располагаются специальные вертикальные ножницы(Две полосы с зазубринами, которые ходят вверх-вниз, относительно друг-друга). Под пузом лодки такие же ножницы, только горизонтальные.
За день по Питеру мы накатали около 70 километров и вернулись в хостел только к 9 вечера. Поужинали и пошли смотреть мосты. Ну что я скажу: я ожидал величестенного зрелища, минут на 30 как минимум, а всё заняло не больше минуты. По этому в моём отчёте развод мостов будет выглядеть так:
ибо меня гораздо больше впечатлили горизонтально торчащие фонари и стелющиеся по земле провода. Да и дорога в небо тоже впечатлила. Продрогли мы до костей и отправились домой спать. Веером, продрогшие до костей мы пришли домой и обнаружили спящего Сашу. Будить не стали и отправились в общую комнату пить чай с карельским бальзамом. Мы заняли места возле поперечной части лавочки и вели глубокомысленные беседы за жизнь, как и полагается вести на ночных кухнях. Кроме нас в комнате был только здоровееенный негр, просто невообразимой толщины, который сидел на дальнем от нас конце стола за Эпловским моноблоком. Из моноблока доносился какой то джаз, а негр от чистого сердца и с душёй подсвистывал, подпевал исполнителям и как то "подбулькивал" инструментам. В определённый момент ему захотелось пообщаться с нами. Он ни слова по русски, мы по английски. Жестами попросил выпить - протянули ему бутылку с бальзамом. Негр нацедил из горлышка в объёмистую крышечку и начал не спеша пить. На середине крышечки ему что то попало куда то не туда, он закашлялся, глаза вылезли из орбит и он прохрипел
-very, very strong!!!
Прокашлялся и с новым уважением в глазах посмотрел на нас - мы пьём такую гадость! (Ну а то! это вам не виски с содовой!) При чём среди нас две девушки! Ну ему то не было видно, что мы добавляли бальзам по столовой ложки в горяченный чай.
Как то тот же негр смотрел по телевизору футбол и раз в 2 минуты оязательно вскрикивал
-fucking bull shit!!!!!!
На следующий день нам нужно было всем вместе вселиться в один четырёхместный номер с двумя двухэтажными кроватями, что мы и выполнили.
Следующий день был отдан под пешие прогулки. Мы уходились. Попробовали пройти на Аврору, но теперь,как оказалось, вход платный, плюнули и пошли в переулке.
Возле забора спала собака. На ошейнике была приклёпана табличка, гласящая, что это "Охранное предприятие", но не смотря на своё призвание собака очень отзывчиво подставляла шею и затылок под почёсывания.
Там же мы увидели чисто Питерское изобретение : лежачие полицейские на пешеходных тротуарах.
Постепенно мы догуляли до памятника Евгению Шварцу, что на Каменоостровском,
а оттуда на Большой проспект и опять же на улицу Шамшева в пышечную.
По дороге к Большому проспекту я зарулил нашу компанию к кинотеатру "Аквариум". Занимательно это здание не тем, что рушится, и не тем, что внутри стоят игровые автоматы, а тем, что 4 мая 1896 года здесь впервые демонстрировали "живые фотографии" братьев Люмьер. Среди них и знаменитое "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота"
читать дальше
братьев Люмьер. Эти фильмы длились не долее минуты, но производили ошеломляющее впечатление на зрителей. По слухам, фильм с прибытием поезда пришлось даже воспроизводить повторно, на бис. Казалось бы из одной только истории помещения можно было бы сделать прекрасный "бренд" и раскрутить кинотеатр, но... но всё рушится и никому не нужно.
Если пройти мимо кинотеатра, то упираешься в запертые ворота, за которыми находится обшарпаный павильон с надписью "Ленфильм".
В питере вообще очень любят велосипедистов: в большинстве кафе обязательно имеются плакаты с изображением велосипедов.
Потом мы поехали отсыпаться. Утром взяли велосипеды и поехали. Саша повёл нас искать фирменный веломагазин CUBE. Ехали мы ехали и приехали на стройку. Вместо магазина стройка дома. Поехали назад, выписались из хостела и неспеша покрутили к Ладожскому вокзалу. Саша вёл нас явно какими то огородами, вдоль каналов, через тоненнель и мосты. Здесь я опять встретился с питерским дорожным хамством. Мы двигались организованной группой по дороге, соблюдая все правила, моргая всем, чем положено, но, на нашу беду, в это время с заправки выезжал дорогой новячий Ауди и я, замыкая группу, не пропустил Его, выезжающего с заправки!!! У барана за рулём явно моча ударила в голову и он догнав меня около кармана для поворота и объехав меня справа и сзади начал целенаправленно заталкивать под едущую слева от меня бетономешалку. Если бы дело дошло до аварии, то я всё же выбрал бы падение на капот Ауди... Но водитель похоже опровергал законы физики и здравого смысла и не хотел понять, что 150 килограмм мяса, костей и острого железа на его капоте его явно не украсят. На счастье карман закончился и придурку пришлось встроиться в общую пробку, а мы ушли вперед по обочине. На вокзале упаковали наши велосипеды. С Викиным была проблема - у неё не было чехла и её поезд отходил на 20 минут позже нашего и платформу не объявляли. В результате из полиэтилена и 50 метров скотча мы устроили кокон её велосипеду, попрощались и полетели на поезд.
ДЕНЬ -1lklk.diary.ru/p198773512.htm
День 0lklk.diary.ru/p198855463.htm
День 1lklk.diary.ru/p198855478.htm
День 2lklk.diary.ru/p198855427.htm
День 3lklk.diary.ru/p198907583.htm
День 4lklk.diary.ru/p199072050.htm
День 5lklk.diary.ru/p199160829.htm
День 6lklk.diary.ru/p199468421.htm
День 7lklk.diary.ru/p199712054.htm
@темы: Велосипед, Туризм, Велопоход #1, Путешествия, Спорт