О том, как весело провести время.
В субботу после работы и тренажерного зала мы с отцом пришли в гараж, выломали изо-льда вмерзшую воротину, я отогрел в своих рученках замерзший замок, выгнал машину, прикрутил на место антенну и мы выехали в гипермаркет ОК. Полный комплект продуктов для семьи, плюс колбаса, хлеб, сыр в дорогу были куплены минут за двадцать, потому, что мужчины-существа целеустремленные и ни на что не отвлекаются. Заехали домой, выгрузили сумки и в 22:10 выехали в Строгино. Постояли в пробке на МКАДе, потом через Мякининский съезд нырнули в Строгино и на несколько секунд опоздали на парковку ТЦ Дарья. Когда проезжали метро, Тауриэль уже активно названивала на мобильный с целью узнать где мы потерялись и стоит ли ей начинать строительство шалаша из мха и веток, или же мы все таки ее заберем. Забрали! Где то в 22:30 мы выехали с парковки ТЦ Дарья и понеслись на север МКАДа. Проехали Волоколамку, Дмитровку, Алтушку с Осташковским и съехали на Ярославское шоссе. И тут же встали в пробку. Нашей целью была гостиница Виктория-Плаза в Переславле Залесском и Яндекс сулил нам прибытие туда в 0:32. Пробку он рисовал где то метров на 200. Через 200 метров пробка не кончилась, а стала гуще, за то начали проявляться "герои" пробочного движения, например, видавший виды Крузак в левом, ой нет, в правом, а нет опять в левом ряду. Он ,не обременяя себя поворотниками, метался по всем пяти полосам, протискиваясь и безбожно хамя. Я заметил, что левый ряд явно тормозит и покинул его в пользу уютного "предправого", моргнув аварийкой пропустившему дальнобою. Пробка завершилась через пару километров, тем, что пять рядов ужались до одного, в который передо мной нырнул ТотсамыйКрузак, наездивший за пробку, наверное километров 7. Дальше полетел хорошо и гладко: ровный асфальт, ремонтов нет, почти везде есть отбойник, защищающий глаза от встречных с дальним. На половине пути съехали на Роснефть заправиться и выпить кофе. До Переславля ничего интересного не было. Проехав почти весь город мы свернули влево, к гостинице. Портье обрадовала нас, что раз мы приехали после полуночи(на часах было уже 02:00), то стоимость трехместного номера уменьшается в два раза. Заночевали мы за 1600 рублей в 119 номере на первом этаже. Большой хороший номер с тремя кроватями, телевизором и душем, но жарко. Собственно в два часа ночи я могу спать даже в подвешенном за ногу состоянии, так что номер я не разглядывал, а прошел по прямой от входа к кровати, сильно стукнулся об ножку, а дальше все как в тумане: долгое свободное падение, приземление на случайно подвернувшуюся подушку, с потолка упало одеяло, а может выползло из под кровати, и чернота. Из черноты иногда выныривала стопка гистопрепаратов, которые нужно было очень срочно пересмотреть, то белаз со спущенным колесом и велосипедный насос, а потом зыбкая картина, как я тащу машину сквозь ночной лес, будучи пристегнут к ней через оглобли. Лес передо-мной озаряется очень ярким круглым прожекторным лучом белого света, исходящего из карбидного извозчицкого фонаря, закрепленного на моем лбу, причем резервуар с карбидом мешается перед глазами.
А потом в 07:30 утра звенит будильник, открываешь глаза и оказываешься посреди большой комнаты, трясешь головой, пытаясь стряхнуть остатки сна. Остатки же очень крупные и не пролезают, а только гремят внутри черепа. Холодная вода на лице творит чудеса и сон смывается, как и не было.
Портье сообщает нам, что в стоимость номера входит завтрак. Лифт тащит нас на четвертый этаж. В лифте с отцом замечаем табличку "8 человек, 650 килограмм" . Оглядываем себя и решаем, что конструкторы переборщили с оптимизмом. Ресторан при гостинице громадный с панорамными окнами, через который открывается прекрасный вид на окружающий частный сектор и густой туман. В процессе завтрака приходит понимание, что завтрак в макдональдсе на троих человек обошелся бы дороже чем 1600 рублей, особенно учитывая наши аппетиты по части чая, а тут и номер хороший и кормят вкусно
и зачем нам ехать дальше. Бегом в машину и в 9:00 выезжаем.
За бортом где то -8. Асфальт Ярославки гладий с периодическими пятнами колеи. Шелест колес. Дорогу ни кто не солил и на легком снежном намете протянулись две черные полосы. Машина летит совершенно беззвучно: не слышно ни клацанья сотен шипов по асфальту, ни рева двигателя. Двигатель работает в режиме, расход где то литров 6.5 на сотню, звук шипов глушится окружающим снегом и тончайшим снежным накатом в колее. Пробую тормоза: прекрасно держат. От тишины в машине, нарушаемой только воем ветра в рейлингах, возникает ощущение дереализации: Будто и не в машине ты, а сидишь перед телевизором без звука и смотришь кино.
читать дальшеСправа от дороги появляются заводские корпуса, навигатор подсказывает, что это некое Семибратово. Гугл же подсказывает, что, некогда, там был основан "картофелетёрочный" завод. Что там делали : Тёрли картошку на драники или тёрки для картошки строили история умалчивает.
Еду стабильные крейсерские 90 кмч. По радио ничего хорошего нет, с плеера тоже особо не послушаешь, ввиду разности вкусов присутствующих.
Так продолжалось до Ярославля. Перед Ярославлем вернулось Наше радио. Оба навигатора: наш Яндекс и отцовский старенький Гармин с Навителом повели меня через город. На въезде в город, вместо обычного левого поворота мы проехали прямо. И тут началось веселье: в свое время, из ремонта ярославских дорог было сделано целое шоу, когда деньги, выделенные на празднование 1000-летия пустили на нормальные дороги. Но было это давно и, видимо, часть денег пустили по кругу, а не на дорогу, да и с тех пор ими ни кто не занимался. В результате асфальт в городе тяжело болен оспой и, возможно, сифилисом. Так же в городе дороги не чистят вообще. Если на трассе был тонкий слой снега с прокатанными колеями, то в городе на асфальте лежал слой из 5 сантиметров горбатого льда, с периодическими дырами, которых, впрочем, было гораздо меньше, чем дыр на асфальте.
Возможно, это новая нанотехнология, внедренная Дмитрием Анатоличем в сфере дорожного строительства "жидкий экологически чистый наноасфальт, печатаемый 3Д принтером с беспилотника, управляемого с гаджета из Сочи". По идее разработчика, он должен аккуратно заполнять ямки, вылечивая дороги эффективней подорожника с бальзамом Спасатель, но его не отхоумили в начале и он промахивается, печатая ледяную заплатку до ямы в асфальте и сразу после нее. А если серьезно, то снег с дорог в Ярославле не убирают вообще. На дороги высыпают тонны соленого песка, который топит снег и чуть позже, полученная каша смерзается. Уже через десять минут поездки по городу у меня кончилась незамерзайка. Остановился у магазина купить воды для разведения концентрата. Вместе с водой купил печенюшки и обалденно вкусные слойки с ветчиной и сыром. Навигатор пропетлял нас через весь город, провел нас через центр, мимо "Князя с тортом" и в конечном итоге вывел к мосту, по которому мы пересекли реку. После моста дорога заболела еще тяжелее. Мы колупались по какой то промзоне между двух заборов, пытаясь объезжать глубокие дыры в асфальте. И мне это почти удавалось. Но везение не бывает вечным и в определенный момент я оказался зажатым между встречной фурой, ледяным бортом по дверь, а впереди под правым колесом была яма. В общем, по ледяной корке торможение было не слишком успешным и яму я все таки поймал. Благо скорость была не высока. Но на ближайшей автобусной остановке я провел осмотр и, не обнаружив повреждений, поехал дальше. Вскоре мы влились край объездной, где лед составлял уже не сплошную корку, а только образовывал горб между колеями. Машина вставала колесами по краям горба и ехала как по рельсам, мотаясь из стороны в сторону, по воле направляющей ледышки. К моей радости после Ярославля дорога сильно улучшилась и снова превратилась в унылую ровную дорогу с обилием грузовиков, тащащихся со скоростью 50-70 км/час. На каком то съезде прямо перед нами вырулила бытовка-прицеп, в сопровождении эскорта в виде джимни с аварийкой. Вся эта собачья свадьба двигалась по шоссе со скоростью 20-30 км/час, а местность была сильно всхолмленная, а встречный поток достаточно плотным. Обгон получился только минут через 15. На обгоне выяснилось, что "спринтерской" буксировкой руководила жизнерадостно-салатовая ИФА.
Вдоль дороги на каждом поле выставлены конструкции из деревянных решёток: Это снегозадержание, не слишком актуальное в этом году, но оно присутствует. И выставлено оно вдоль всей трассы.
Не за долго до Грязовца, а точнее до деревни Сопелкино съехали на заправку в поисках элементарных удобств. Удобств не обнаружили, за то обнаружили трактор Беларусь на цепях!
Следующей достопримечательностью была кольцевая заправка Лукойл, возле поворота на Грязовец. Заправка замечательна тем, что абсолютно симметрична по отношению к будке с кассиром, и имеет одинаковый набор колонок по обе стороны. Она вписана в центр исполинской круговой развязки. С боку расположено кафе "Баранка" - это сеть очень вкусных кафешек по всей Вологодской области, расположенных на заправках Лукойл. Там очень не дорого и очень вкусно. Отдельно порекомендую чай в чайнике за 50 рублей. Приносят маленький чайник, вмещающий 3 чашечки ароматного крепкого, терпкого чая, сквозь красную толщу которого проглядывает фарфоровое донышко чашечки.
Выезжаем дальше. И снова догоняем связку ИФА-Бытовка-Джимни. На этот раз я проскакиваю их на повороте сходу, но делаю в уме зарубочку, что реальная наша скорость передвижения равна скорости колченогого автопоезда. Дальше была Вологда. Вологда была уже вечером и осталась в моей памяти лабиринтом узких улочек, с хамящими и борзеющими молодчиками на битых жигулях. И, пожалуй, ещё заброшенной пожаркой. Стены пожарки свеже покрашены, но окон нет, в крыше зияют дыры, а деревянная надстройка каланчи грозит обвалиться на дорогу.
Из Вологды мы выехали в начинающихся сумерках.
Через некоторое время на левой обочине выплыл памятник, в виде миниатюрной модельки ИЛ2 на постаменте. Я сдал назад метров 300, чтобы выйти и посмотреть поближе. Моделька, судя по всему, металлическая и выполнена с потрясающей дотошностью.
Всю дорогу нам мешался старенький кроссовер киа, он перестраивался без поворотов, подрезал, обогнав, подсаживал и не ехал, бибикал на светофорах, не дожидаясь зеленого. Я даже ненароком проверил, не зацепили ли мы дверью подтяжки водителя на последней заправке: очень уж он был надоедлив и от него ни как не удавалось уйти на дороге. Вскоре мы догнали... Нет не заходящее солнце, а тягач - одиночку с закрепленным на бампере знаке аварийной остановки, что однозначно свидетельствовало о мертвой электропроводке. В горку он взбирался на скорости 15-20 километров в час, с горки летел на скорости аж 30 кмч. Учитыва тяжесть, с которой он взбирался в горку, следовало бы ожидать клубов черного дыма, но его не было. И тут я понял, что двигатель не работает и его тащат. Минут через 15 удалось его обогнать. Каково же было мое удивление, когда я увидел впереди древний автофургон ГАЗ(на каких развозят хлеб), который, выбиваясь из последних сил, втаскивал в горку поломашку, привязанную к нему на связанном из двух кусков тросе. Да и не трос то был, а по общему коллективному мнению, это была пожарная кишка. Как этот автопоезд двигался- ума не приложу, ведь у заглушенного грузовика тормоза пневматические, а значит не работающие без двигателя. Сцепка не жесткая. Единственное предположение: с горки водитель тормозил двигателем.
Почти в полной темноте мы въехали в Сямжу и остановились на Лукойле. Пока я искал гостиницу по навигатору, отец похлопал меня по плечу и ткнул пальцем через дорогу от заправки, где горела вывеска: Кафе-отель М8. Развернулся, припарковался. В кафе нас встретила круглолицая симпатичная девушка и выдала нам ключи от номеров, обменяв каждый из них, на 1350 рублей. За 1350 рублей полагался двухместный номер с удобствами, телевизором и завтраком. Правда размер номера угнетал, ибо равнялся размеру кровати, плюс 50 сантиметров. Решили с отцом, что хотим коньяка, ибо устали, как жучки. Пошли искать местные магазины. Вышли на улицу и уперлись носом в тот самый задолбавший кроссовер Киа, припаркованный рядом с Бегемотом. Был жуткий соблазн добавить в бак секретный ингредиент, нацарапать на стекле три буквы, выкрутить золотники из колес, но мы решили не опускаться до его уровня, а только положить на него наш тяжёлый взгляд. Вдоль М8 раскинулся брошенный автовокзал, в котором нынче располагается очаг коммерции. Решили, что нужно повернуть вглубь поселка. На улицах темно, хоть глаз коли. Фонарей нет впринципе. Дошли до какого то магазинчика, площадью метров в пять квадратных. Решили, что какое то не коньячное это место. Включил навигатор и понял, что вот это обледеневшая дорожка посреди леса:Улица Центральная. Улица Центральная двумя концами упиралась в трассу и не имела почти ни одного дома. За то вокруг царил насыщенный, маслянистый запах свежей хвойной коры и печного дыма, от которого начинали капать слюнки. Мы попробовали спуститься ниже по Ногинской улице, но встречный мужчина сказал нам, что там прохода нет, ибо недавно организованный лесозавод перекрыл улицу. Попытался объяснить нам как пройти, но, отчаявшись, повел нас сам, завел за какие то бараки, провел мимо прицепов-роспусков, завел за угол забора и показал на узкую щель между двумя заборами. Мы получили указание: "Прямо по дорожке, затем выйдете на освещенную улицу, по ней до поворота правее, через реку и выйдите к магазину. " Протиснувшись в щель между заборами, обнаружили длинную извилистую тропку, ведущую между старой и новой лесопилкой. Запах здесь сменился на запах опилок, смолы и свежепиленных досок. В конечном счете тропинка вывела нас на берег ручейка, и побежала скользкой ниткой в горку, дважды перепрыгнув узкими мостками без перил через притоки. Дорожка вынырнула на обещанную нам освещенную улицу, идущую вдоль ручья. С одной стороны стояли дома, с другой, обращенной к воде, располагались погреба. Погреба выглядели либо в виде двускатной кровли, стоящей на земле, либо в виде низкого сруба, увенчанного той же самой кровлей. Погреба стоят плотными рядами, образуя несколько улиц.(фотографии утренние)
По дороге туда-сюда сновали машины, от которых приходилось постоянно уворачиваться. Очень запомнилась "спортивная" шестерка, с ксеноновыми фарами, тонированными стеклами, двумя ничего не глушащими глушителями и троящим с призвоном двигателем, который никак не держал холостые, за то щедро поливал снег бензином с тех самых двух глушителей. Дошли до конца улицы и на развилки повернули направо, прошли мимо детского сада и оказались на пятачке с парикмахерской и несколькими магазинами. Поплутав, мы ничего дельного не нашли. Возле одного из множества двухэтажных многоквартирных домов спросили дорогу у бабули, которая, сильно упирая на "О", объяснила нам, что мы рано свернули и указала верное направление. Около каждого многоквартирного дома в полисаднике стояли теплицы, очень плотно, стенка к стенке, занимая все метров 20 ширины полисада. Во дворах же домов тянулись навесы без дверей с дырявыми стенами, размером примерно с просторный гараж: дровенники.
Здешнее утро начинается не с чашки кофе, а с похода на улицу за дровами, с топки печки, с походом за водой на колодец.
Наконец мы вышли к мосту через речку: подвесной добротный мост шириной около метра.
В отличии от остальных подвесных мостов(в Борисоглебске мост через Ворону, в Истре) мост собран не из грязи и веток, а построен из нормальных материалов, по нормальному проекту. Толстенные тросы натянуты не вручную, а лебедкой, упор от которой сохранился на высоком берегу. На опорах трос проходит через блоки, что явно является "прогрессивным" решением.
И еще, этот мост почти не качается при прохождении по нему. На том берегу встретили нескольких детей, идущих куда то с санками: одни, без взрослых, лет по 7 каждому, в темноте. Где то еще есть нормальные условия для детей. Перед мостом стояла местная котельная, отапливающая близлежащие магазины. Котельная работала на круглых дровах, сложенных рядами поленниц на дворе и вдоль всех стен здания.
Судя по виду трубы, по дыму и по топке кругляком, можно предположить, что отапливаются они пиролизным котлом. Мы попали в центр местной торговли. Магазины были щедро разбавлены микрокредитными организациями.
Зашли в Дикси и приобрели крошечную бутылочку коньяка. Пока стояли в очереди, поняли, что мы со своими объемами смотримся здесь нелепо: Два здоровых мужика, покупающих 150 мл коньяка, когда вся очередь бренчала стеклянными бутылками или чявкала пластиковыми пятилитровками пива.
Возвращались в гостиницу мы по упрощенному маршруту. При пересечении одного из ручьев вдоль его берега обнаружился целый микрорайон бань: так же как и погреба они располагались несколькими улочками. Перед каждой банькой выгорожен крошечный полисадник. До двери расчищена уютная тропинка в снегу. Размер некоторых бань удивлял миниатюрностью: как вам баня с предбанником размером 1.5 на 2 метра?
В гостинице мы собрались в номере у отца и откушали коньяк под батон сырокопченой колбаски. Пошло очень хорошо и организм потребовал прекратить издевательства над ним и отправить его спать. Или дело было не в коньяке, а в общей усталости, потому как Наташа, пившая сок, тоже начала засыпать. Уползли к себе, приняли душ и уснули без снов. Спали мы до 08:00 утра. 10 часов отдыха сделали свое дело и требовалась активная деятельность: мы отправились завтракать. Завтрак состоял из чая, блинчиков с варением и глазуньи. Ничего роскошного, но очень вкусно!.
Дальше был 111 километровый заезд под снегом и позёмкой до Верховажья.
Верховажье это соседний районный центр. Расположен он на высоких холмах над рекой Важей.
Нам предстояла встреча с моим тёзкой Виктором. Он поведал нам, что вся работа в этих краях завязана на лесную промышленность, работа в основном есть в 3 зимних месяца, когда нет распутицы, лес сухой и нужно вывозить напиленное. К тому же, зимний лес гораздо суше летнего, а значит лучше подходит для строительства и быстрее сохнет. На зиму для отопления среднего дома уходит "фишка" берёзовых дров, то есть 15 кубометров.
Фишка это лесовоз с гидроманипулятором. Почему "Фишка" - ума не приложу. Возможно, первые машины были финского производства? Сейчас это в основном Уралы, укомплектованные прицепом-роспуском. Нас пригласили в гости, где я погрелся с чаем у настоящей топящейся печки с трескучими дровами и скворчащей сковородкой на плите. Погладил настоящую мохнатую северную кошку, которая, правда, скоро ушла спать на печную лежанку. В Верховажье нет больших домов. Всё Верховажье это колоссальных размеров деревня с частными домами, раскинувшаяся на холмах и продуваемая всеми окрестными ветрами.
Забираешься на очередную горку и перед тобой открывается вид на частный сектор до горизонта. Что интересно, здесь, в отличии от Карелии, где так же живут лесным промыслом, нет убожества домов. Дома у людей добротные, большие, и покрашены в яркие цвета. Единственное рациональное объяснение, которое лезет в мою голову это то, что здесь везти кругляк в Финку не рентабельно и его тут же обрабатывают: Стук пилорам слышен днём во всех населенных пунктах от рассвета до заката, а ветер доносит запах свежепиленного дерева.
На обратной дороге в Верховажье нас встретил вот такой вот дорожный знак.
Выехали на трассу и помчались к Москве. Снег усиливался, появился сильный ветер, пытавшийся сдуть моего Бегемота с дороги. Доскакали до Сямжи и заехали к главной достопримечательности-местной церкви, колокольня не пережила советской власти. Церковь двухэтажная.
Ну а дальше мы топили к дому, потому как отец решил, что надо, во что бы то ни стало, доехать за один день. Быстро пробежались по посёлку с фотоаппаратом(фотографии в отчёте сняты как раз утром) прыгнули и помчались. У меня подходил к концу бензин.
В Сямже я подумал, что на лукойл не поеду и вдоль федеральной трассы обязаны быть нормальные заправки. Через полчаса езды по заметённой дороге в машине загорелся голодный глаз и бегемотик тревожно спросил:"Бииип?". Дальше этот самый "Биип" звучал ещё трижды, через каждые минут 15. Заправок не было, за то был лес. Кое как дотянули до Чекшино, где мне пришлось таки залить страховочные 10 литров топлива, прикинув, что их то мне хватит точно до нормальной заправки.
Лукойл я, мягко говоря, недолюбливаю, потому как даже в той глуши ценник на бензин держался на уровне 38 рублей за литр, в то время как на роснефти тот же бензин стоил 36 + давали хорошую скидку. Плюс, к тому же, на лукойле мне приходилось хлебнуть дерьмица.
На дороге оставались прокатанными две ниточки колеи, за которые сворачиваь было нельзя. Скорость всего потока равнялся скорости самого медленного грузовика. Проскочили Вологду без остановок и остановились перекусить в Баранке на Грязовецком лукойле, где я плюнув на всё залил полный бак. Дальше было скучно. Узко, ветрено, заснежено, и медленно. С отцом уповали на то, что после Ярославля будет полегче, так как дорога будет шире. Засветло на объездную Ярика мы не успели, прошли ее без особенных потерь и приключений. не то что через город. Сразу за городом отец сменил меня за рулём. Ярославское шоссе действительно было гораздо шире, но оно не было почищено, а было покрыто ровным слоем наката, толщиной сантиметров в 5. И из трёх полос прокатана была только одна. Местами было сильно насолено, что делало из скользкого наката, не менее скользкую жижу, летящую в стекло от других машин. В Переславль мы приехали около 11 вечера, встали передохнули минут 10 и помчались дальше.
На развилки дорог решили ехать через Лисавы, то есть по старой дороге. Но тут нас ждало разочарование: мы уперлись в неисправный камаз с прицепом, который чадя жирным белым дымом брал подъёмы на скорости в 20 километров в час, ехал по ровной дороге со скоростью 30 километров в час, а с горочки иногда разгонялся до 60 кмч. Обогнать его было совершенно не возможно из-за того, что снег продолжал валить с неба, а коммунальщики продолжали лежать дома и обмахиваться латами. Минут через 30 нам всё таки удалось доморгаться до него и он принял чуть правее и мы его обогнали таки. Дальше на встречеке попался серебристый фокус, лежавший ровненько на крыше в правой полосе, через 10 километров так же на встречке в канаве лежала маршрутка, еще через десяток - в попутном авария... народ продолжал лихачить, не смотря на погоду. Выехали на МКАД и встали. Перед нами метрах в 100 МКАД перегородили уборочные машины, а за ними выстроились две машины ДПС с маяками, не позволяющие обгонять посыпалки. Они только посыпали реагентом, даже не пытаясь соскребать снег. Их было, наверное, десятка три. Тащились они 10-20 км/ч до самой Ленинградки. Около трёх часов ночи мы доехали до гаража и тут меня ждал следующий сюрприз: Прошла машина, соскребавшая снег и соскребла его она не куда то а на дорожку, ведущую в наши гаражи. Разбудил сторожа, взял у него лопату и занялся утренней гимнастикой. Дома мы были около 5 утра.